Две трети молодых специалистов не задерживаются на первом месте работы дольше года
Причины ухода – низкая зарплата, невостребованность знаний и монотонность трудаС трудоустройством молодежи сложилась парадоксальная ситуация, говорит Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Малый и средний российский бизнес остро нуждается в кадрах, а большинство выпускников испытывают сложности с трудоустройством и недовольны условиями труда. Безработица среди выпускников техникумов и вузов выше, чем в России в целом. В сентябре 2015 г. 13,5% городской молодежи 20–24 лет, по данным Росстата, не имели работы.
Проблема достигла таких размеров, что правительство Москвы 16 мая 2016 г. открыло в столице специальный центр занятости молодежи. Целевой аудиторией центра будут школьники, студенты и выпускники вузов и колледжей, а также безработные молодые люди, говорится в пресс-релизе правительства Москвы. Центр будет подбирать кандидатам вакансии, организует переговоры с работодателем, а также проследит за тем, как кандидат проходит испытательный срок. Также центр поможет попасть на практику или стажировку, пройти курс профориентации. Согласно пресс-релизу, центр рассчитывает обеспечивать рабочими местами несколько десятков тысяч молодых людей ежегодно.
В колл-центр с красным дипломом
«Меня два раза посылали на практику, и оба раза стажировки длились по две недели. За это время не успеваешь разобраться в работе. Хорошо еще, если рекомендательные письма дадут. Мне повезло, что дали хорошую характеристику», – рассказывает Андрей Гужов, студент 4-го курса РАНХиГС, который сейчас устраивается на постоянную работу.
Просьба помочь
По словам Андрея Бесштанько, заместителя руководителя департамента социальной защиты населения Москвы, в 2015 г. в Московскую службу занятости обратились 280 000 человек, из них каждый четвертый – в возрасте от 14 до 30 лет. А Елена Панина, депутат Госдумы и председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, говорит, что из обратившихся в службы занятости выпускников вузов и колледжей работу получают только 30%.
Главным препятствием для трудоустройства выпускников вузов становится отсутствие практического опыта. Студенты, чей выпуск пришелся на 2015–2016 гг., выходят на агрессивный рынок труда, где сложно устроиться на работу даже опытным профессионалам, объясняет Виктория Филиппова, партнер хедхантинговой компании Cornerstone. «Мы рекомендуем всем молодым специалистам начинать строить карьеру не в момент получения диплома, а на 3–4-м курсе», – говорит она. По ее мнению, молодых специалистов, которые сейчас выходят на рынок труда, можно поделить на две группы. Первая группа – те, кто спланировал карьеру на ближайшие пять лет и имеет благодаря родителям относительную финансовую независимость. После вуза они идут работать по специальности.
Вторая, более обширная группа студентов не устраивается по специальности, а выбирает места, где можно быстро заработать. Они становятся операторами колл-центров, менеджерами по продажам, торговыми представителями. По окончании вуза молодые люди встают перед выбором: либо устроиться по специальности, что трудно без опыта работы, либо продолжать работу в уже знакомой сфере деятельности. «Я время от времени для подработки занимаюсь продвижением концертов, музыкальных групп и сайтов. Меня уже знают в этой сфере, заказы есть», – рассказывает Давид Казарян, студент 3-го курса факультета политологии МГУ. В будущем он хотел бы найти работу по специальности, но опасается, что это будет трудно: вакансий очень мало. Молодой человек готов согласиться на зарплату 30 000–35 000 руб., лишь бы быть политологом.
Согласно докладу РАНХиГС 52% молодых респондентов совмещали учебу с работой в течение всего периода обучения, причем устраивались на работу не только ради заработка, но и ради полезных контактов.
Ущемляют права
На работе молодые люди часто сталкиваются с ущемлением своих прав. По данным доклада РАНХиГС, работодатели часто предлагают молодежи серые и черные схемы оплаты труда. 4% молодых людей получают зарплату полностью в конверте, 16% – частично в конверте. В отношении молодых сотрудников работодатели реже соблюдают общепринятую схему оплаты труда с выплатами два раза в месяц и намного реже предоставляют им стандартный социальный пакет. В регионах с высоким уровнем безработицы на получение соцпакета могут претендовать только 10% работников.
С молодежью реже заключают официальные трудовые договоры и чаще принимают на работу на основе устных договоренностей. «Некоторые работодатели не спешат оформлять трудовые отношения с начинающими специалистами, так как уверены, что кандидат без опыта работы надолго в компании не задержится», – говорит Ирина Антоненко, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити». По ее наблюдениям, соискатели соглашаются на неофициальное сотрудничество, чтобы не портить трудовую книжку.
Подай-принеси
Раньше опыт работы мог заменить диплом, но теперь работодатели все чаще отдают предпочтение выпускникам вузов, утверждает Елена Фатеева, руководитель направления по подбору специалистов Antal Russia. По ее словам, таких соискателей считают более целеустремленными и работоспособными.
Однако 43% выпускников вузов и техникумов жалуются на невостребованность знаний и навыков, а также на недоверие к ним работодателей, которые не поручают им интересных задач. «Я еще на практике заметил, что молодым поручают много неинтересной или бумажной работы. Только и слышишь: подай, принеси», – жалуется Гужов. По его мнению, важная проблема, с которой сталкиваются выпускники, – изначально неправильный выбор профессии. Большинство пытаются попасть на бюджетные места и идут на факультеты, где принимают с теми баллами, которые удалось получить на ЕГЭ, а не туда, куда хотелось бы поступить. Вуз часто выбирают и по таким признакам, как близость к дому, наличие общежития или студенческого городка, говорит Гужов.
Молодые специалисты думают, что диплом автоматически дает им право претендовать на более высокую зарплату и решать более интересные задачи, это неоправданные амбиции, считает Фатеева. 70% респондентов РАНХиГС указали, что хотят сменить работу ради более высокого заработка. Они понимают: чтобы лучше зарабатывать, нужна дополнительная подготовка.
Сами же работодатели полагают, что молодых нынче плохо учат. Согласно докладу 26% компаний не удовлетворены уровнем подготовки в учебных заведениях и считают, что выпускники не способны интегрироваться в рабочий процесс. Выпускники это понимают: 32% молодых людей низкооплачиваемых профессий имеют установку на повышение уровня образования, 14% хотят получить второе высшее образование.
Конфликт интересов приводит к расставанию. По данным опроса РАНХиГС, критическими точками разрыва отношений с работодателем становятся полугодовой и годовой периоды работы. По истечении 12 месяцев от первого работодателя ушел каждый третий из группы неудовлетворенных работников, а в течение второго года работы – еще каждый пятый. Некоторые после этого отдают предпочтение самозанятости и предпринимательству. Предпринимательской деятельностью занимаются 59% молодежи, не работающей по найму, и еще 33% считают себя фрилансерами.
Вуз поможет
90% работодателей, опрошенных РАНХиГС, полагают, что неразумно отмахиваться от молодых специалистов из-за того, что у них нет практического опыта, и что нужно обучать молодых за счет компаний и трудоустраивать по распределению после окончания вуза. Однако Калмыков предлагает другой путь: по запросу выпускника вуз, например, должен организовывать постдипломную стажировку, чтобы у молодого человека была возможность начать работать по профессии. Кроме того, вуз должен организовывать собеседования выпускников с потенциальными работодателями, учить ребят писать резюме и правильно вести себя на собеседовании. «В некоторых вузах уже сейчас есть карьерные центры, но они пока плохо работают», – говорит Калмыков. По его словам, студенты уже подписали обращение к министру образования, в котором предлагают обязать вузы организовывать по три собеседования для каждого выпускника. «У вузов вряд ли будут проблемы с поиском работодателей. Кадры нужны сейчас многим предприятиям», – заключает Калмыков.