Крупные компании стали размещать сотрудников в коворкингах
Их привлекает креативная обстановка, а также возможность найти новых клиентовРасположенной в 29 городах восьми стран сетью коворкингов WeWork пользуется более 50 000 человек. Ее капитализация перевалила за $15 млрд, а среди именитых клиентов – Current, Silicon Valley Bank, Cognizant и Merck. Крупных клиентов привлекает креативная атмосфера стартаперов, брызжущих энергией и энтузиазмом.
В небольшом и светлом помещении со стеклянными стенами, на которых флюоресцентным маркером написаны слова «налоговый отдел», «пицца», «бухгалтерия», расположился аванпост одной из солиднейших аудиторских компаний мира – KPMG. Правда, ее сотрудники все-таки отделены от открытого офисного пространства коворкинга Interchange, заполненного фрилансерами.
Джонатан Румер входит в команду KPMG, работающую с технологическими стартапами. Его рабочее место совсем не походит на кабинеты стерильной штаб-квартиры аудитора на Канэри-Уорф. Но главная прелесть рабочего места для него – это не вид из окна на украшенные граффити поезда или рынок Кэмден, а близость к стартаперам. Правда, с самого начала он дает всем понять, что денег от KPMG ждать не следует. Кое-кто из стартаперов был не очень доволен, узнав, что придется стать соседями с KPMG. Но их отношение изменилось, когда они поняли, что могут рассчитывать на бесплатную консультацию, говорит Румер. Делает он это небескорыстно.
Крупный бизнес надеется, что работа бок о бок со стартапами позволит ему держать руку на пульсе изменений рынка и находить новые возможности по продаже услуг. Майкл Галлахер, старший менеджер по маркетингу Silicon Valley Bank, говорит, что коворкинги позволяют общаться с самыми разными людьми и чувствовать себя не банкиром, а предпринимателем.
Некоторые компании настолько прониклись идеей коворкингов, что стали устраивать их в собственных офисах. Софтверная компания Menlo Innovations пустила к себе начинающих предпринимателей отнюдь не ради денег, говорит ее гендиректор Ричард Шеридан. Собранные в одном месте энергичные предприниматели рождают идеи, которые в другой обстановке не пришли бы в голову, рекламирует свой замысел Шеридан.
Все для совместного труда
Коворкинг может быть просто многокомнатным офисом, где трудятся люди из разных компаний, занимающих по одной комнате. Или открытым пространством, где фрилансеры, уставшие от одиночества, делят рабочие места, а владелец помещения развивает проект не ради наживы, а ради кооперации. Во многих коворкингах есть столы для бильярда, аппараты со сладостями, необычная мебель, в некоторых предлагается пиво в розлив, проводятся встречи с бизнес-ангелами или вечеринки. В некоторые можно приходить с собаками.
В недавнем исследовании Harvard Business Review говорится, что работа среди людей, занятых разными делами, улучшает самооценку сотрудников: человеку чаще приходится объяснять другим, чем он занят, и это повышает важность работы в его собственных глазах.
Они удобнее и тем, что в случае поглощения сразу же найдется, куда посадить новых сотрудников, нет головной боли с поиском здания под офис в новом городе или оборудования удаленных рабочих мест, рекламирует модель коворкингов вице-президент WeWork Майкл Гросс. Особенно это важно, если штаб-квартира расположена в районе с дорогим жильем.
Но есть и минусы. Директору по инновационным технологиям Cisco в Великобритании и Ирландии Нику Крисосу не раз приходилось работать с командой в различных коворкингах. Перед ним каждый раз вставала проблема сохранения личного пространства: «Когда разрабатываешь новую технологию, чужие взгляды на экран воспринимаешь очень болезненно». В итоге он сделал в Interchange постоянный офис со стенами, получив уголок частного пространства.
Для самих владельцев коворкингов иметь в клиентах крупную компанию куда предпочтительнее, нежели стартап, который сегодня есть, а завтра уже закрылся. Джордж Джонстон, сооснователь лондонского стартап-инкубатора IncuBus, констатирует, что места в нем оккупируют как раз «корпорации, пытающиеся понять мир инноваций и стартапов». Но чем меньше остается предпринимателей, тем более корпоративной становится культура.
Консервативные управляющие недвижимостью тоже стараются следовать тенденции. В Великобритании Regus, специализирующаяся на сдаче в аренду офисов, четверть своих площадей отдала под коворкинги. WeWork позиционирует себя не как риэлтора, а как современную компанию с многомиллиардной капитализацией. Некоторые крупные компании чрезмерно увлекаются идеей коворкингов, сдавая фрилансерам неиспользуемые площади. Американский ритейлер Staples объявил, что участники коворкинга Workbar могут использовать здания Staples в пригородах. Цель акции – распространить городскую культуру коворкингов и за черту городов.
Многие коворкинги рекламируют себя не просто как место для работы, а как место для общения. Члены коворкингов публикуют объявления о вакансиях и услугах на виртуальных досках объявлений. Владельцы коворкингов устраивают встречи с венчурными инвесторами и презентации бизнес-планов. Некоторые даже организуют детские сады.
В исследовании риэлторской компании CBRE предсказывается, что экономика совместного потребления изменит и сферу недвижимости, и рабочие места: «В 2030 г. традиционные офисы будут в меньшинстве». Исследование даже предлагает новые профессии, например директор по рабочей обстановке, в обязанности которого будет входить общение и поддержание правильной атмосферы в офисе.
Такое уже было. Напомним, что после схлопывания пузыря доткомов американское подразделение Regus в 2003 г. подало заявление о банкротстве, потому что почти все арендаторы из технологической отрасли приказали долго жить. Эндрю Кин, автор книги «Интернет не ответ», скептически относится к утверждению, что за коворкингами будущее: «Это просто отголоски сумасшествия вокруг стартапов. Это преходящее увлечение».
Партнер Deloitte Крис Льюис, занимающийся отраслью недвижимости, рассказывает, что сейчас конкуренция между коворкингами держит цены низкими. Но по мере того, как ставки на аренду недвижимости будут расти, перед коворкингами встанет вопрос, как распределить эти издержки.
Перевел Антон Осипов