Логистические компании попадут в ускорители

В США появились бизнес-акселераторы для стартапов, оптимизирующих цепочки поставок
Цель Dynamo –  разрабатывать новые идеи по оптимизации цепочки поставок
Цель Dynamo – разрабатывать новые идеи по оптимизации цепочки поставок / Pixaby

Группа бизнесменов, специализирующихся на логистике, решила запустить бизнес-акселератор а-ля Кремниевая долина, где стартапы будут разрабатывать новые идеи по оптимизации цепочки поставок. Цель – не только привлечь новые таланты в эту отрасль, но и наладить приток инвестиций. Проект получил название Dynamo. В середине мая он завершает прием заявок от начинающих предпринимателей, желающих принять участие в первой трехмесячной программе, которая пройдет с июля по октябрь. Всего будет отобрано 10 кандидатов. В их число могут войти и стартапы на поздних стадиях финансирования. Изначально стартапы могут рассчитывать на финансирование со стороны Dynamo до $100 000 в обмен на 1–6% акций.

Основатели рассказывают, что запустили Dynamo на деньги $12-миллионного одноименного венчурного фонда из города Чаттануга (Теннесси), поддерживающего логистические проекты. Бюджет бизнес-акселератора – $3 млн. Деньги привлечены не только от фонда, но и от других партнеров. Ставку Dynamo делает на стартапы, разрабатывающие самоуправляемые грузовые автомобили, дроны и программное обеспечение.

Стартапам предлагается не только финансирование. Немалый плюс – участие в трехмесячной программе, в которую входит обсуждение их замыслов с компаниями из Чаттануги. Промышленность в этом регионе бурно развивается, а сам город окружен дистрибуторскими узлами. Активно работают в регионе и FedEx, и United Parcel Service.

Кремниевая долина – весьма амбициозная и инновационная площадка для стартапов, рассуждает Джон Брэдфорд, ветеран индустрии бизнес-акселераторов, который помогает проекту Dynamo. Но для логистических начинаний куда лучше Чаттануга, где «грузовики катят по дорогам, есть доступ к нужным людям и конечным пользователям». В частности, здесь расположен завод Volkswagen, а в Теннесси работают десятки производителей автокомпонентов.

Инвесторы в технологические компании проявляют повышенный интерес к логистическим проектам. Оборот отрасли – более $1 трлн в год. Основатель Amazon.com Джефф Безос, основатель eBay Пьер Омидяр и совладелец Uber Technologies Гарретт Кэмп недавно инвестировали в веб-сайт по фрахтованию Convoy из Сиэтла. Это своеобразный Uber для грузоперевозок: грузоотправители размещают заказ с описанием веса, объема и условий перевозки в приложении, а владельцы грузовиков откликаются на заявку. Традиционно подбором грузоперевозчика занимаются специальные брокеры, порой они подряжают несколько сторонних компаний.

Теория и практика

75% руководителей логистических компаний, опрошенных специалистами Университета Пенсильвании и консалтинговой фирмы Capgemini, уверены, что логистика только выигрывает от применения современных технологий
40% респондентов – почти вдвое меньше – в том же опросе признали, что их компании используют современные технологии, говорит профессор Джон Лэнгли из Университета Пенсильвании

В прошлом году фонд Founders Fund основателя PayPal Питера Тиля вложил $20 млн в стартап по фрахтованию Flexport, разрабатывающий онлайновую систему управления доставкой и отслеживания грузов. Инвесторов и операторов доставки заинтересовали проекты вроде DoorDash и Instacart, которые сумели привлечь сотни миллионов долларов. Первый специализируется на доставке еды из ресторанов. Второй позволяет потребителю, не выходя из дома, составить список продуктов, которые курьер купит в магазине и доставит до порога.

Инвесторы Dynamo надеются, что их программа поможет найти талантливых разработчиков прежде всего для нужд заказчиков корпоративного сектора b2b. В отличие от доставки конечному потребителю эта сфера, как считают многие эксперты, до сих пор придерживается старомодных решений и сопротивляется изменениям. «Программисты не хотят прямо из университетской аудитории идти в эту сферу. Давайте начистоту – их куда больше привлекают Amazon, Facebook и тому подобные бренды», – рассуждает Тед Эллинг, один из трех основателей проекта Dynamo. Вместе с Барри Ларджем и Алланом Дэвисом он создал венчурный фонд Lamp Post Group. В него партнеры вложили деньги, полученные от продажи принадлежавшей им логистической компании Access America Transport агентству по фрахтованию Coyote Logistics в 2014 г. А через год компанию Coyote купил гигант – UPS. Выручка Access America Transport на момент продажи была около $400 млн.

Три создателя Dynamo хотят привлечь в логистику людей, которые не собираются изобретать новый Instagram или Facebook, а стремятся решать важные для бизнеса проблемы, формулирует Эллинг. Проект Dynamo дает своим стартапам возможность быть упомянутыми в презентации, которую составляет Гари Вейнерчук – бизнес-ангел и гендиректор агентства VaynerMedia. Два-три стартапа получат дополнительное финансирование из $12-миллионного фонда Dynamo из Чаттануги.

«Мы не бросим наши стартапы через три месяца, – уверяет Эллинг. – Поддержка после окончания программы крайне важна. Мы будем следить, какие новые возможности для развития бизнеса предлагают инвесторы, с которыми мы работали эти три месяца. Продолжим консультировать, помогать в поиске талантов и, если стартап решится, поспособствуем переезду в Чаттанугу».

В марте руководство логистического гиганта FedEx заявило, что собирается вложить $30 млн в строительство второго распределительного центра в городе. Эта компания вместе с властями Теннесси также инвестирует в логистический акселератор EPIcenter в другом городе этого штата, Мемфисе, который специализируется на проектах для интернет-торговли, робототехнике и водных перевозках. Гендиректор EPIcenter Лесли Смит рассказал изданию Venture Tennessee, что побывал в Чаттануге и намерен наладить контакты с участниками проекта Dynamo: «Уверен, что мы усилим друг друга».

Перевел Антон Осипов