Какими методами средний бизнес борется с дефицитом кадров

Если у него нет ни денег, ни договоренностей с ведущими вузами
А. Таранин
А. Таранин

Давняя проблема кадрового голода в промышленности в кризис отошла на второй план. Сейчас заводы больше озабочены недоступностью кредитов, волатильностью рубля и ростом издержек, рассказывает Илья Семин, вице-президент общественной организации «Деловая Россия». Однако, отмечает он, проблему дефицита кадров решать все равно придется.

Семин недавно побывал на заседании промышленного комитета Общероссийского народного фронта (ОНФ), которое провел в Челябинске уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов. Все выступавшие говорили, что причина кадровой проблемы – в слабой практической подготовке выпускников высших и средних учебных заведений. Это подтверждают и данные опроса 700 предприятий, который провел в начале апреля 2016 г. промышленный комитет ОНФ. Лишь 3,8% руководителей предприятий считают, что выпускники средних учебных заведений имеют высокий уровень знаний и подготовки. И только 0,6% промышленников высоко оценивают подготовку выпускников вузов. Поэтому работодателям катастрофически не хватает кадров.

Государство делало отдельные попытки решения проблемы дефицита кадров в промышленности, признает Титов. Так, в 2009 г. Минтруд запустил общероссийскую базу вакансий «Работа в России», которая должна была на федеральном уровне информировать граждан о возможностях трудоустройства. Однако, как выяснил в апреле 2016 г. промышленный комитет ОНФ, лишь 10% руководителей промышленных предприятий пользуются системой, потому что там нет подходящих предложений.

Дружба с техникумами

Это отчасти происходит потому, что в техникумах готовят совсем не тех специалистов, которые нужны производству. «Наши местные техникумы выпускают, например, людей с квалификацией «техник». У нас такой специальности на заводе нет. Мы могли бы взять человека на должность мастера участка, но ведь он должен уметь руководить людьми, а выпускник техникума этого не умеет», – рассказывает Наталья Чадаева, директор учебного центра Казанского электротехнического завода.

Три года назад Казанский электротехнический завод создал на базе одного из городских техникумов собственный учебный центр, который готовит рабочие кадры непосредственно для завода. «Наши ребята с первого дня обучения находятся в цеху, работают, знакомятся с положениями о безопасности труда», – рассказывает Чадаева. По ее словам, предприятие тратит на обучение до 2 млн руб. в год. Но затраты окупаются, так как выпускники центра пригодны для работы в цехах сразу после окончания учебы.

Бесполезные затраты

Малые предприятия и рады бы учить людей, но им не под силу издержки на подбор и подготовку персонала, рассказывает Сергей Сиренко, гендиректор Фабрики шнуров и председатель комитета по легкой промышленности челябинского регионального объединения «Деловой России». Например, фабрика недавно приобрела новое оборудование – и теперь ей нужны люди, умеющие на этом оборудовании работать. Сиренко утверждает, что завод готов переучивать людей с другими профессиями, которым трудно найти работу по специальности (в частности, экономистов, юристов, бухгалтеров), а также студентов техникумов, но говорит, что в процессе обучения большая часть с трудом набранных людей отсеивается. «Из-за непопулярности рабочих профессий в обществе многие при первой же возможности возвращаются в свою отрасль. Издержки очень большие», – сетует он.

Больше практики

Андрей Сальцев, начальник образовательного центра Первоуральского новотрубного завода, несколько раз ездил в Германию и обратил внимание, что в этой стране на заводы вообще не принимают рабочих, не имеющих помимо теоретической и практической подготовки. Именно по принципу сочетания теории с практикой строится обучение в учебном центре завода, который был создан пять лет назад и обошелся в несколько сотен миллионов рублей.

Некомплект

По результатам опроса промышленного комитета ОНФ, на 57% заводов недостаточно рабочих высокой квалификации 5–6-го разрядов, на 31% – квалифицированных рабочих 2–4-го разрядов, на 34% – инженеров-технологов и на 28% – инженеров-конструкторов. Самое сложное – это подготовка мастеров и бригадиров, которые могут подавать пример рабочим.

Сейчас в учебном центре Первоуральского завода учатся 700 человек. 50% учебного времени студенты проводят в построенном для них экспериментальном цеху, где осваивают технологию холодной прокатки труб. Здесь же оборудована лаборатория по мехатронике. Сальцев утверждает, что в ближайшие годы доля практических занятий в общем числе учебных часов увеличится до 60%. Сейчас, говорит он, технологии меняются так быстро, что студент, который не находится все время на заводе, быстро отстанет от современных требований. По его словам, выпускники учебного центра получают четвертый разряд и трудоустраиваются на завод со стартовой зарплатой в 25 000 руб. К 35 годам выпускник может дорасти до начальника цеха. Сальцев уверяет, что завод может принимать в учебный центр и представителей малого бизнеса, которые самостоятельно не могут готовить кадры – если создать на предприятии тренировочную площадку и подготовить наставников.

На уровне региона

Примеры удачного сотрудничества бизнеса и государства уже есть на региональном уровне. Директор Краснокамского ремонтно-механического завода Дмитрий Теплов говорит, что в Германии торгово-промышленная палата координирует подготовку рабочих кадров для промышленности. Она следит за формированием образовательных стандартов, оценивает квалификацию выпускников учебных заведений и аттестует предприятия как площадки для студенческой практики. То же самое Теплов три года назад предложил делать и Торгово-промышленной палате Пермского края, объединяющей более 1000 предприятий. «В Краснокамске до сих пор сохранилось множество ПТУ, которые готовят кадры для некогда процветавшей здесь бумажной промышленности. А сейчас региону нужны кадры в машиностроении и металлообработке», – рассказывает он. Проект в области начался в 2012 г., и благодаря совместным усилиям палаты и работодателей в краснокамских техникумах появились новые специальности: оператор токарно-фрезерных станков, специалисты по автоматизированному проектированию и роботизированной сварке. Техникумы закупили часть оборудования, часть им предоставили работодатели. Современные специальности привлекли молодежь. Если раньше конкурс на специальности машиностроения в краснокамских техникумах составлял всего 1,5 человека на место, то теперь – 4–5, рассказывает Теплов.

Со школьной скамьи

Промышленники рискуют через 10–20 лет остаться без кадров, если сейчас не работать со школьниками, поняли несколько лет назад на заводах группы машиностроительных предприятий «Конар» в Челябинске. По словам Елены Серебряковой, директора по персоналу «Конара», в 2015 г. «Конар» начал сотрудничать с челябинским физико-математическим лицеем № 31. Ведущие инженеры предприятия рассказывают старшеклассникам, что такое современное промышленное предприятие, и учат их работать в конструкторской программе «Компас 3D». Кроме того, завод организует для школьников экскурсии на завод.

Еще более яркий способ привлечь внимание школьников к рабочим профессиям избрал Сергей Ермаков, гендиректор торгового дома «Сантехурал». Он проводит известный на весь Челябинск конкурс «Лучший сантехник. Кубок Урала», в ходе которого ребята ближе знакомятся с профессией сантехника. По словам Ермакова, если несколько лет назад в местных техникумах никто не учился на сантехников, то благодаря конкурсу теперь этой профессии обучается 22 человека.

Импорт мозгов

Способ привлечения кадров в промышленность на заседании в Челябинске предложил Сергей Булатов, директор по развитию международного кадрового агентства Morgan Hunt Executive Search. Он напомнил, что с 1990-х гг. из России в Европу и Америку переехало около 1 млн россиян. Многие из них там сделали карьеры на больших предприятиях. Теперь часть этих людей хочет вернуться в Россию. «Через эти кадры мы можем импортировать новые технологии и новые знания», – говорит Булатов. Такой опыт уже есть в других странах, например в Китае, который вернул с Запада 3000 специалистов. Правда, для реализации этой идеи бизнесу опять-таки нужна помощь государства, говорит Булатов.