Волна китайских студентов захлестывает Америку
Но многие плохо подготовлены к обучению, жалуются преподавателиНа первый взгляд волна китайских студентов, захлестнувшая Америку, выгодна всем. Одни получают знания и котирующиеся во всем мире дипломы, а другие – плату за обучение, которая может в 2–3 раза превышать расценки для американцев. Но, судя по интервью с десятками студентов, профессоров и экспертов, во весь рост встает проблема адаптации мигрантов. Студенты вроде 22-летнего Чутянь Шао держатся обособленно от местных. Профессора жалуются, что многие иностранцы плохо подготовлены к обучению и усилия преподавателей пропадают втуне. Так, на занятии по программированию Чутянь делит внимание между словами преподавателя и просмотром на смартфоне китайских соцсетей. Он не смог вспомнить ни одного заданного лектору вопроса. Чутянь не собирается тратить силы и время на преодоление языкового и культурного разрыва. «Самое важное для меня – академическая атмосфера», – объясняет он. Его преподаватель Дейв Николь жалуется, что не в силах произнести имена многих иностранных студентов. Ему приходится часто переспрашивать студентов-иностранцев в попытке понять, что же они хотят сказать.
Три года назад американские чиновники ездили летом в Китай, чтобы пораньше приступить к профориентации. В прошлом году из-за культурного разрыва от этой практики отказались. «Теперь мы рассматриваем студентов не как обособленную группу, а смешиваем их с остальными и только тогда начинаем профориентацию», – говорит директор по иностранным студентам Мартин Макфарлан.
«Первоначальная идея заключалась в том, чтобы наладить культурный обмен, – рассуждает Катрин Лю, профессор кинематографии и медиа Университета Калифорнии. – Но мы наприглашали студентов, не подумав об уровне их подготовки». Для ее коллеги Ребекки Карл, преподающей историю Китая в Университете Нью-Йорка, китайцы – тяжкое бремя, из-за них она была вынуждена изменить программу: «У многих практически не развито аналитическое мышление».
Треть всех иностранцев
В прошлом году китайские студенты составили около трети от 975 000 зарубежных студентов и обеспечили треть прироста числа иностранных учащихся американских вузов.
Недовольство взаимно. 25-летняя Линьюнь Чжан приехала из Пекина в Университет Орегона, чтобы изучать предпринимательство, и оказалась в группе из четырех американцев и 11 соотечественников: «Я не собиралась ради такого соседства ехать так далеко». Ее соседка по комнате перевелась в небольшой университет в глубинке Огайо, чтобы учиться только с американцами. Другие китайские студенты жалуются, что им не помогают ассимилироваться и даже не учат, как правильно писать резюме.
За пять последних лет бюджетные ассигнования штата Орегон на образование сократились на 45%. Для компенсации было решено привлекать больше студентов из-за рубежа. Штат запустил в сотрудничестве с британской фирмой программу INTO. За $52 млн был построен комплекс учебных и жилых зданий, где иностранцы перед поступлением подтягивают английский и получают представление о методике преподавания в американских вузах. В 2008 г. в Орегоне училось 988 иностранцев, прошлой осенью – 3300. Это позволило университету нанять еще 300 профессоров и довести общее количество студентов до 30 000 против 19 000. На бухгалтера сейчас учится больше китайцев, нежели американцев, говорит старший профессор Роджер Грехем.
21-летний Ибо Фэн окончил программу INTO, но не смог сдать курс программирования и собирается сделать вторую попытку, когда подтянет английский. В классе он предпочитает садиться поближе к соотечественникам, у которых можно переспросить, если что-то не понял. «Приехав сюда в 2013 г., я обнаружил, что чужой язык и культура – настоящая проблема», – говорит он. У Фэна двое друзей среди местных – бывший сосед по комнате и знакомый по автоклубу.
Ряд вузов пошли другим путем – они ввели жесткие требования к владению английским. Например, в 2012 г. Университет Питтсбурга поднял минимальный балл по TOEFL с 80 до 100. Число принимаемых иностранных студентов сократилось на четверть.
Иногда ассимилироваться китайским студентам мешает богатство. 25-летняя Эшли Яо носит вещи из последних коллекций модных брендов, ездит на занятия в Университет Стоуни-Брук на BMW X5 M, отец купил ей дом с четырьмя спальнями. Она жалуется, что ей трудно находить общий язык с американскими студентами: «У них свои представления, каким должен быть их сокурсник-китаец».
Университет Иллинойса проводит семинары для персонала, где тренеры объясняют культурные нормы разных народов. Запущена программа «Спорт 101» для ассимиляции иностранцев, в кампус приезжают пообщаться со студентами спортсмены. Макфарлан признает, что положение дел с ассимиляцией еще далеко от того, чего хотелось бы. «Но это не значит, что мы не гордимся тем, как много нам уже удалось», – заключает он.
Перевел Антон Осипов