Как уральский геодезист зарабатывает на ошибках госструктур
Он создает геоинформационные системы, которые помогают собирать налоги на имуществоТридцатилетний геодезист Анатолий Милюков создал компанию, которая зарабатывает на ошибках в учете прав собственности. Например, администрации подмосковного Звенигорода его компания «Точка юга» помогла увеличить налоговые сборы на 133 млн руб. Фирма продает геоинформационные услуги органам власти – создает интерактивные карты местности и мобильные приложения. Разработчики готовы создать для любого города или области карту земель и зданий, и, кликнув на любой объект, можно увидеть сведения о нем – о координатах, площади, собственнике, категории земель, кадастровой стоимости и виде разрешенного использования. А в базах Росреестра, говорит Милюков, много ошибок – заниженная кадастровая стоимость, например, или полное отсутствие данных об объектах. Если даже один из показателей указан неправильно или отсутствует, ставку земельного налога применить невозможно, объясняет Милюков. Участок выпадает из налогооблагаемой базы, налоги с него просто не взимаются. Деньги лежат под ногами, зарытые в неучтенной земле, говорит он.
Услуги Милюкова адресованы губернаторам, главам муниципальных администраций и их подчиненным, которым нужно вести учет земель и недвижимости. Однако чиновников непросто заинтересовать геоинформационными услугами, потому что система выявляет непрозрачные имущественные отношения и это не всем нравится, замечает Милюков. Клиентами «Точки юга» становятся передовые муниципалитеты или только назначенные руководители администраций, которые не знают своих владений и нуждаются в инструменте, способном повысить налоговые сборы. Систему внедрили в Звенигороде, Краснопахорском, Барвихе (это был проект, сделанный командой Милюкова в «Совзонде»), Бурятии, Перми и т. д. У компании два офиса – в Москве и Екатеринбурге, а выручка за 2015 г. составила около 18 млн руб.
Недобор в 10 млрд руб.
После окончания Уральского горного университета Милюков восемь лет работал по найму: сначала в проектно-изыскательском институте «Гео», потом в крупной компании «Совзонд», занимающейся аэро- и спутниковой съемкой. Занимался все той же геоинформатикой, дорос до руководителя отдела. Но потом он захотел начать собственное дело. И в начале 2015 г. создал компанию, назвав ее «Точкой юга». Это геодезический термин, обозначающий ближайшую к Южному полюсу точку пересечения горизонта с небесным меридианом. Команда уже была – бывшие студенты-геодезисты уральских вузов, которые работали с Милюковым в «Гео» и «Совзонде».
Фирма состоялась благодаря случайной встрече в московском баре. Там приятель познакомил Милюкова с Константином Тюриным, бизнесменом, доцентом и преподавателем кафедры психологии РАНХиГС. У Милюкова была готовая идея для стартапа, а Тюрин согласился вложить в проект 15 млн руб. Деньги эти были потрачены на зарплаты сотрудникам, аренду офиса в Екатеринбурге. «В первую очередь меня привлекли команда, люди с горящими глазами, и социальная значимость проекта», – рассказал «Ведомостям» Тюрин. Он владеет компанией «Матрица интернешнл», которая занимается разработкой тестов для HR-отделов и профориентацией. По оценкам «Точки юга», недобор налогов в России составляет от 1 до 2% ВВП, а благодаря внедрению геоинформационных систем этот недобор можно сократить как минимум вдвое. Только по новой Москве примерный недобор налогов на имущество – 10 млрд руб., выяснила фирма Милюкова, сделав за свой счет кадастровые планы территорий, чтобы оценить масштаб ошибок в базах Росреестра.
Передел в Звенигороде
Инвестиции в «Точку юга» окупились с первого же заказа на 16 млн руб., полученного через полгода после старта. Найти первый заказ Милюкову помогло то, что он уже выполнял такие работы в Подмосковье, знал рынок и даже некоторых заказчиков. «Мне позвонил знакомый из Звенигорода и рассказал, что у них готовится техзадание на разработку единой геоинформационной системы для города и окрестностей», – поясняет Милюков. «Точка юга» приняла участие в конкурсе и выиграла.
Разработка системы заняла несколько месяцев. Сначала аналитик компании собирал информацию в администрации города – в отделах земельно-имущественных отношений и мобилизации доходов.
Миллиардный рынок
Российский рынок геоинформационных систем демонстрирует темпы роста, сопоставимые с международными, – 10–15% в год, говорит Михаил Болсуновский, первый заместитель гендиректора компании «Совзонд». Объем рынка составляет $2,1 млрд. Однако из-за сокращения бюджетов госструктур рост сегмента замедлился, уточняет он.
Следующий шаг – создание карты. «Раньше мы покупали космическую съемку, но для этого проекта решили арендовать беспилотники у компании «Птера», – говорит Милюков. Съемка ведется на высоте 600–700 м, и качество снимков получается лучше, но обошлось это в 2,5 млн руб. Чтобы снять территорию площадью 52 кв. км, сделали 7500 снимков. Затем специалисты «Точки юга» наносят на карту координаты, которые определяются по GPS-датчикам. Данные об ошибках отправляют в Росреестр, который вносит изменения в свои документы. В истории со Звенигородом Росреестр исправил ошибки через полгода. Как оказалось, около 30% данных в документах Росреестра были ошибочными. Дальше администрация шлет запрос в налоговые органы и проводится сверка с данными от налоговиков. После внедрения системы сборы налога на имущество в Звенигороде выросли с 101 млн руб. в 2014 г. до 234 млн в 2015 г., уточняет Милюков.
Разработки «Точки юга» помогли увеличить сборы более чем в 2 раза, подтверждает Евгений Рыжов, замглавы городского округа Звенигород. По его словам, он даже рекомендовал услуги компании своему товарищу, который стал одним из руководителей региональной администрации в Еврейской автономной области. Такие сервисы обязательно надо использовать, считает Рыжов.
За кулисами конкурса
Второй заказ – для поселения Краснопахорское в Подмосковье – принес компании 1,7 млн руб. Пришлось работать с толстыми хозяйственными журналами – в 1990-х и начале 2000-х сведения об имуществе заносили в них и больше всего ошибок обнаруживается в эти годы, говорит Милюков. Его специалисты выявили 1600 неучтенных земельных участков, в том числе так называемых самозахватов.
В гостендерах уральская компания не раз сталкивалась с «Ростелекомом». Милюков рассказал, что перед аукционом для Краснопахорского ему позвонили из «Ростелекома» и предложили такую схему сотрудничества: «Ростелеком» выигрывает конкурс по максимальной цене, а выполнить работу предлагает «Точке юга» за 70% от цены контракта, но от имени «Ростелекома». «Точка юга» отказалась от сотрудничества и победила в конкурсе.
«Ростелеком» не делал никаких официальных партнерских предложений компании «Точка юга», прокомментировала Ирина Жаброва, представитель компании. «Для продвижения собственных геоинформационных услуг и сервисов «Ростелеком» принимает активное участие в государственных и муниципальных конкурсах и аукционах», – говорит она. И приводит в пример аукцион, который проводила администрация Краснопахорского. В результате торгов стоимость госконтракта упала с 5 750 000 до 1 753 750 руб., это пример эффективного использования бюджетных средств, объясняет Жаброва. По ее словам, «Ростелеком» сотрудничает с партнерами в области разработки геоинформационных услуг для государственных нужд: с Роскартографией, «Российскими космическими системами», «Совзондом», «Панорамой», «Айкуменом» и проч. «Точка юга» в списке партнеров сейчас не значится, уточнила Жаброва.
Карта родины
«Ведомости» обратились с запросом в Федеральную налоговую службу (ФНС). Представитель пресс-службы затруднился оценить пользу от геоинформационных инструментов, потому что ведомство их не применяет. Он добавил, что при расчете налогов на недвижимое имущество ФНС пользуется только данными Росреестра.
Недавно Милюков открыл второй офис в Москве в «Москва-сити», всего в компании работает 35 человек. У него амбициозные цели: охватить геоинформационными услугами всю Россию и повысить годовую выручку с нынешних 18 млн до 800 млн руб. Он хочет собрать и запустить в 2017 г. собственный спутник, который будет вести космическую фотосъемку. Цена вопроса – $5 млн, объясняет Милюков. Пока компании приходится пользоваться снимками иностранных спутников, а это неправильно, убежден Милюков. Он уверен, что на его век заказов хватит. Ведь на преодоление неразберихи в кадастровом учете уйдут годы, а бизнес-модель «Точки юга» держится на выявлении ошибок.