Директорам унитарных предприятий ограничат зарплату законопроектом
Эксперты сомневаются в том, что закон поможет сократить разрыв в доходах между топ-менеджерами и коллективомПринятие закона, предписывающего, что зарплата топ-менеджера госструктуры не может превышать среднюю зарплату сотрудников более чем в 8 раз, – весьма своевременный шаг, говорят эксперты рынка труда. «В условиях кризиса обострилась проблема неправильного распределения заработных плат в организациях», – констатирует Александр Сафонов, ныне проректор РАНХиГС, а в прошлом один из разработчиков новой системы оплаты труда, принятой в 2008 г. Дело в том, что правительство уже неоднократно пыталось ограничить жалованье высшего руководства госучреждений и госпредприятий. Начали с госучреждений, в прошлом году правительство взялось за государственные унитарные предприятия федерального подчинения (ФГУПы), а теперь хочет ограничить доходы топ-менеджеров государственных унитарных предприятий регионального подчинения (ГУПы) и муниципальных унитарных предприятий (МУПы). Закон, говорит Сафонов, имеет большую силу, чем постановления правительства, и Счетная палата сможет более жестко реагировать на любые его нарушения. Это не просто поможет ограничить зарплаты руководителей разных ведомств, но постепенно создаст культуру более прозрачного распределения зарплат. «Ведомости» попытались выяснить, каковы шансы заставить топ-менеджеров госпредприятий умерить свои аппетиты.
История вопроса
Впервые речь об ограничении зарплат руководства госструктур зашла в 2007 г., вспоминает Сафонов. Тогда, рассказывает он, еще действовала созданная в 1992 г. единая тарифная сетка зарплат (ЕТС). Еще в начале 2008 г. она предусматривала деление всех работников на 18 разрядов по сложности работы и уровню квалификации (за исключением госслужащих высшего уровня в ранге замминистра, министра). Рабочие профессии относились к 1–4-му разрядам, инженерные работники и госуправленцы среднего звена – к 6–13-му разрядам, а чиновники высшего уровня – к 14–18-му разрядам. При расчете зарплаты брали МРОТ и применяли к нему тарифный коэффициент от 1 до 4,5 (например, оклад по 18-му разряду составлял 19 500 руб.).
Кого коснутся изменения
По данным Федеральной налоговой службы, в России на 1 января 2016 г. зарегистрировано 23 262 унитарных предприятия.
Но ЕТС регулировала только оклады, но не премии. Поэтому жалованье не было «стандартным». Оклады зависели от подчинения организации, а в некоторых случаях различные надбавки («за выслугу лет», «за напряженность труда», «за работу с секретными материалами») в 10 и более раз превышали ставки ЕТС. «Руководители сами начисляли себе премии. И эти премии могли доходить до 1 млн руб. при МРОТ в 4500 руб.», – рассказывает Сафонов. А Игорь Гейц, эксперт по вопросам заработной платы и главный редактор журнала «Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги», вспоминает, как Счетная палата вскрыла в конце 2000-х гг. факты начисления многомиллионных премий в учреждениях здравоохранения и ЖКХ.
Ситуация была настолько вопиющей, что в Минтруде взялись за разработку новой системы оплаты труда госслужащих, вспоминает Сафонов. По его словам, авторы исходили из тогдашних возможностей бюджета и мировой практики. И 5 августа 2008 г. вышло постановление правительства № 583 о введении вместо ЕТС новой системы, где говорилось, что оклад руководителя госучреждения не должен превышать пять средних зарплат сотрудников. А в 2012 г. постановление правительства установило предельное соотношение зарплат руководителей и работников как «восемь к одному», что, по словам экспертов, в большей мере соответствовало международным стандартам. Слово «оклад» заменили на слово «зарплата», что должно было означать, что при расчете предельного соотношения зарплат учитываются не только оклады руководителей, но и их премии.
Атака на унитарные предприятия
Однако постановление правительства не касалось унитарных предприятий и менеджеры высшего звена многих ФГУПов имели доходы, в десятки раз превышающие зарплаты сотрудников, говорят эксперты. Например, в 2013 г. на сайте ФГУП «Росморпорт» был опубликован отчет о доходах руководства компании (сведения за 2014 и 2015 гг. в открытом доступе не найдены), где сообщалось, что личный доход Андрея Тарасенко, гендиректора предприятия, составил за год 1,3 млн руб. А его заместитель Виктор Ванюков продекларировал 10,3 млн руб. Такой же отчет о доходах руководства опубликовало в 2014 г. ФГУП «Космическая связь» (за 2015 г. сведений нет). Из него следует, что Юрий Прохоров, гендиректор предприятия, за год получил 8,3 млн руб., а главный бухгалтер Алена Луцкая – 9,8 млн руб. Доходы менеджеров определялись тем фондом оплаты труда, который им удавалось выбить из курирующего министерства или из правительства.
Следующее постановление правительства об условиях оплаты, вышедшее в январе 2015 г., коснулось ФГУПов. Они вслед за госучреждениями должны были установить предельное соотношение зарплат руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников не более 8. А новый законопроект, поданный в Госдуму в 2016 г., распространил эти требования на государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды и территориальные фонды медицинского страхования. Он, кроме того, обязывает учредителей (государство) размещать информацию о среднемесячной зарплате руководителей на официальных сайтах предприятий или на сайтах госорганов.
Кто в лес, кто по дрова
«Ведомости» разослали запросы в 10 ФГУПов, 10 ГУПов и 10 МУПов. Однако комментарии предоставили только два предприятия. В ГУП «Петербургский метрополитен» сообщили, что соотношение уровней оплаты труда руководства и работников на предприятии сейчас существенно ниже предельного восьмикратного значения, а индексация зарплаты производится по единому коэффициенту для всех работников, включая руководство. А представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ответил, что предприятие будет обязано выполнять требования закона, как только он появится, и что оклады руководителей, специалистов и рабочих высокой квалификации на предприятии никогда не отличались в десятки раз. Однако среднюю зарплату работников «Водоканал Санкт-Петербурга» назвать отказался.
По мнению Бориса Славина, профессора кафедры бизнес-информатики Финансового университета при правительстве России, правильно посчитать соотношение зарплат трудно из-за общей непрозрачности системы оплаты труда: госслужащие помимо окладов, которые растут по мере восхождения по иерархической лестнице, получают надбавки за дополнительные обязанности. Однако четких официальных правил, кому какие надбавки назначать, не существует, поясняет эксперт.
Проблему эксперты видят и в слабом контроле. До сих пор не созданы механизмы ведомственного и вневедомственного контроля за исполнением постановлений правительства о зарплатах руководителей, говорит Сафонов. Отсутствие контроля будет тормозить и внедрение нынешнего закона о предельных зарплатах руководства, считает он. Но самая большая проблема в том, что право утверждать перечни организаций, на которые распространяются предельные размеры соотношения зарплат, отдано на откуп региональным властям и органам местного самоуправления, а значит, каждый губернатор будет решать вопрос по-своему, полагает Гейц. Такой же пункт в постановлении 2015 г. в отношении ФГУПов привел к тому, что многие предприятия новые правила проигнорировали.
«Большинство предприятий прикреплены к разным министерствам и получают столько денег, сколько их министерство выбило из правительства», – объясняет он. В итоге у всех разные зарплаты, надбавки и премии. А некоторые ФГУПы имеют статус выше министерств и получают особые условия напрямую от правительства, добавляет Сафонов. В России назрела необходимость создать единый документ по зарплатам в госструктурах, которому подчинялись бы все организации в равной степени, считает Гейц. Пока такого документа нет, никакие промежуточные постановления и законопроекты о зарплатах работать не будут.