Стартап по настройке пианино нанимает энтузиастов
Это способ сохранить высокую заинтересованность настройщиков при невысоких расценкахРаботник Floating Piano Factory Том Эриксон – молодой композитор и саксофонист. Он играет в бэнде Flying Dragon, по его словам, «такую музыку, как если бы классический или джазовый композитор писал по заказу Radiohead». Настраивает пианино он тоже не по классике, а используя приложение для подбора тональности и службу видеосвязи FaceTime, чтобы проконсультироваться с боссом, Итаном Дженни, который переехал жить в Перу. Выучившись на джазового композитора, Эриксон устроился на работу в музыкальную лавку на Манхэттене, где изготавливал авторские кофры для духовых инструментов. Когда магазинчик переехал в Калифорнию, лучшим источником дохода Эриксон посчитал настройку пианино. Так он мог бы работать руками и помогать музыкантам. Первой трудностью стало найти учителя. В справочнике ассоциации Piano Technicians Guild указано, что в Нью-Йорке у нее полсотни членов. «Но у настройщиков пианино не оказалось страниц в интернете, – вспоминает Эриксон. – В основном это представители старой школы, полагающиеся только на визитки. Было нелегко их разыскивать».
Одно из преимуществ жизни в крупном городе – можно получить дешево множество услуг у студентов, которым нужна практика. Живя в Нью-Йорке, можно стричься всего за $9 у начинающих стилистов из Empire Beauty School или лечить зубы за $20 в зубной клинике при City Tech. А недавно появилась небольшая компания Floating Piano Factory, работники которой настроят пианино за $60 – как минимум вдвое дешевле обычных расценок.
Кто в наш технический век рискует пойти учиться на настройщика пианино? Эта профессия чуть более востребована, чем мастер по ремонту печатных машинок! То, что кто-то покупает не синтезатор, а настоящее пианино, теперь редкость.
Но он обнаружил, что ни один из них не хочет брать ученика. Затем Эриксон нашел Floating Piano Factory – стартап Дженни. У того были докторская по исследованию птичьего пения и понимание, как построить бизнес на основе модели стажировки. Тариф установили в $60–180 в зависимости от опыта мастера. Эриксон вышел на работу в прошлом декабре и был всего на одном вызове с наставником, перед тем как отправиться на самостоятельное задание. «На одну настройку уходило по 5–6 часов, и все это время я трудился в поте лица, – вспоминает Эриксон. – Это тяжелый и нервный низкооплачиваемый труд. Но клиенты понимали, что я зеленый новичок, и были крайне терпеливы». Теперь, когда на его счету более 30 настроенных инструментов, скорость работы существенно увеличилась.
Уходящая натура
По данным Ассоциации музыкальных производителей NAMM, в 2014 г. во всех штатах США было продано около 33 000 акустических пианино. За 10 лет продажи упали на 60%. А в начале 1990-х гг. в год продавалось по 300 000 инструментов.
Дженни рассказывает, что стажеры приходят к нему не из-за денег. Это совершенно разные люди – от строителей до статистиков с дипломом Гарварда. Общее у них одно – «они фанаты пианино», говорит он.
Многие клиенты тоже не гонятся за выгодой, а получают удовольствие от мысли, что помогают людям учиться. Композитор из Бруклина Альберт Бехар недавно нанимал Эриксона для настройки Yamaha U1, на котором играет с детства, перед очередной сессией звукозаписи. «У Floating Piano Factory мощная энергетика, – считает он. – Мне по нраву, что это детище музыкантов. Это даже как-то авангардно!»
Штефан Арнольд, менеджер по производству и технический директор арт-центра BRIC House в Бруклине, пользуется услугами Floating Piano Factory для настройки инструмента перед представлениями. Хорошие профессиональные настройщики берут $250, сравнивает он: «Я всегда думаю о бюджете и стараюсь нанять лучших за разумные деньги. Мы всегда вызываем самых опытных стажеров».
Конечно, далеко не каждый доверит свои инструменты начинающим. Так, Карнеги-холл пользуется услугами фирмы Steinway & Sons. С ней же заключил договор и Линкольн-центр. Директор Steinway & Sons по качеству обслуживания клиентов Роберт Бергер рассказывает, что восемь настройщиков концертных инструментов потратили годы на обучение, прежде чем были допущены к работе в серьезных учреждениях. В фирме есть работники более чем с 30-летним стажем. Фирма разработала собственную методику настройки, чтобы обеспечить правильное звучание самых низких и высоких нот. Также есть определенные приемы по настройке оборудования, которое подвергнется тряске. «Когда некоторые музыканты играют, инструмент у них буквально подпрыгивает на полу», – жалуется Бергер.
Каковы долгосрочные перспективы у работы нью-йоркских настройщиков? Сюрприз – продажи акустических пианино снова поползли вверх! Эриксон уверяет, что эта профессия нравится ему больше многих других: «Никогда, конечно, не стоит зарекаться. Но в обозримом будущем никакому компьютеру не под силу будет повторить то, что делают настройщики пианино».
Перевел Антон Осипов