Директорам компаний США не разрешают совмещать должности
Если речь идет о советах директоров других компанийФранк Бионди, бывший топ-менеджер из Голливуда, в начале прошлого года был приглашен в совет директоров одной из интернет-компаний. Работа показалась ему интересной, но он решил не распыляться. Ведь к тому времени бывший директор Universal Studios и Viacom уже заседал в советах пяти компаний. Бионди все-таки принял предложение, но ушел из совета директоров другой технологической компании. Компания Hasbro, где тоже заседает Бионди, крайне недовольна. Совет директоров этого производителя игрушек по просьбе акционеров утвердил правило, что его члены имеют право совмещать максимум четыре поста, говорит пресс-секретарь компании. Бионди парирует: мол, он не припомнит подобных обсуждений на заседаниях, хотя посещал их аккуратно. Прошлой весной Бионди был все же вынужден уйти из Hasbro.
Членам советов директоров приходится все больше работать, а требования к ним со стороны акционеров все увеличиваются. В итоге четыре должности начинают казаться слишком большой нагрузкой на директоров-совместителей. И если в 2005 г. 27% директоров компаний из индекса S&P 500 одновременно работали в четырех местах или более, то в 2015 г. доля многостаночников сократилась до 5%, подсчитала The Wall Street Journal на основе данных MSCI ESG Research. Только пять человек исхитрились в 2015 г. работать одновременно в шести и более советах директоров. А 10 лет назад их было 308.
Люди вроде Бионди, трудящегося на полставки в инвестфонде, уверяют, что с легкостью совмещают руководящие позиции в пяти компаниях. Правда, некоторые отказываются от постов, требующих частых командировок за границу. Но инвесторы-активисты и эксперты по управлению говорят о непосильной нагрузке. Мол, человек не способен, разрываясь между многочисленными работами, как следует надзирать за деятельностью топ-менеджеров – особенно в кризисные времена.
В публичных компаниях директора уделяют работе в среднем 248 часов в год. В 2005 г. им хватало 191 часа, гласит исследование Национальной ассоциации директоров (National Association of Corporate Directors). Сюда входит присутствие на заседаниях, командировки и переговоры с менеджментом. «Сейчас эта должность имеет куда большее отношение к деятельности компании», – иронизирует президент этой ассоциации Питер Глисон.
Ряд крупных институциональных инвесторов вроде инвестподразделения JPMorgan Chase – BlackRock или California State Teachers’ Retirement System голосуют против кандидатов, занимающих более четырех кресел.
Крупные консалтинговые фирмы придерживаются такого же мнения. С 2017 г. Institutional Shareholder Services будет настаивать на отставке любого неисполнительного директора, если тот занят более чем в пяти советах. Сейчас она высказывается против совмещения шести работ.
Не хотят делиться
Около 77% компаний из списка S&P 500 вводят ограничения по занятости членов советов директоров. В 2015 г. таких был 71%, подсчитала хедхантинговая фирма Spencer Stuart. В том числе 20% требуют, чтобы директора работали не более чем в трех советах. В 2010 г. такое условие выдвигало 16%.
Любители совмещать множество постов прибегают к различным тактикам, чтобы все успевать. Часто они работают сверхурочно. Редакция ознакомилась с расписанием 33 дней одного из членов совета директоров пяти крупных компаний. Руководитель проработал 30 дней, в том числе почти все выходные. Девятого октября в 6.30 утра этот человек вылетел из Нью-Йорка в Бостон, чтобы провести переговоры с двумя крупными акционерами. А на следующий день он 12 часов просидел на совете директоров.
Независимый директор Патриция Руссо заседает в пяти крупнейших американских компаниях – General Motors, Alcoa, Merck, KKR и Hewlett Packard Enterprise. В последней она возглавляет совет директоров. «Я делаю звонки по выходным и нахожусь на связи 24 часа семь дней в неделю, – говорит она и вспоминает годы, когда стояла во главе Alcatel-Lucent. – Я была очень активным гендиректором и работала день и ночь напролет. Когда после такой гонки переходишь на частичную занятость, освобождается куча времени». Но предложение войти в шестой совет директоров она отклонила именно из-за того, что ей не хватит времени.
Ричард Гепхардт работает на полной ставке и до последнего времени еще был директором в пяти советах. Только в прошлом году он ушел из U.S. Steel и Ford Motor. 74-летний бывший конгрессмен признается, что отклонял все предложения возглавлять советы, потому что это уже перебор. Более 60 часов в неделю у него уходит на управление собственной консалтинговой фирмой.
Эдвард Кангас, бывший гендиректор Deloitte Touche Tohmatsu, рассказывает, что ему удается работать в пяти советах и трех комитетах по аудиту только благодаря тому, что у двух компаний финансовый год заканчивается в другое время, нежели у других: в Hovnanian Enterprises – 31 октября, а в Intuit – 31 июля. В ноябре 2014 г. он потратил неделю, улаживая кризис в United Technologies. После того как гендиректор компании внезапно покинул пост, совет директоров выбрал Кангаса председателем на внеочередном заседании. Кангас, по его словам, успел выполнить все обязательства, накладываемые участием в других советах директоров. Он не вписывался в критерии Tenet Healthcare, где работал с 2003 г. Здесь разрешено совмещать только четыре поста, но для него делали исключение.
Правило «не больше трех кресел одновременно» активно вводится в последние год-два, констатирует руководитель практики по советам директоров Spencer Stuart Джули Хемброк Даум: «Советы хотят быть уверены, что у членов найдется достаточно времени для работы и что они не потеряют остроту взгляда из-за чрезмерной занятости».
Перевел Антон Осипов