Тайванец Хорас Люк решил выпускать электроскутеры по $2000
Заработать предприниматель надеется на перезарядке аккумуляторовНаш стартап создан для 18–28-летних поклонников Tesla, которые не могут себе позволить электромобиль», – подшучивает Хорас Люк, основавший компанию Gogoro (произносится как «Гогоpо») на страницах сайта Re/code. Электромобили сделали огромный скачок в развитии. Model S компании Tesla, основанной Илоном Маском, может на одной зарядке проехать 500 км, разогнаться до сотни за 4,4 с и зарядить батарею до половины за 20 мин на станции Supercharger. Audi, Porsche и Aston Martin ринулись покорять своими электрокарами рынок, на котором работает Tesla. Но все они, рассуждает Люк, нацелены в лучшем случае на 1% потребителей. А Gogoro, как пишет Financial Times (FT), желает завоевать все 50%, особенно средний класс развивающихся стран, с помощью экологичного электроскутера за $2000, на котором можно мотаться по городу.
«К 2030 г. в мире будет 41 город-гигант, большинство – в развивающихся странах», – объясняет Люк интернет-изданию The Verge, показывая на карту, в центре которой расположена Юго-Восточная Азия. Этот регион в последнее время ассоциируется с высоким уровнем загрязнения воздуха, постепенно ужесточающимся экологическим законодательством и растущей прослойкой среднего класса. Кроме того, здесь очень популярны скутеры. Но выхлоп у некоторых моделей токсичнее, чем выбросы современного седана.
Скутер Gogoro разгоняется до 50 км/ч за 4,2 с. Максимальная скорость – более 90 км/ч. Проехать без подзарядки может до 100 км, рассказывает блог TechCrunch. У скутера два аккумулятора емкостью 1,3 кВт ч. Вес каждого – немного тяжелее шара для боулинга, около 9 кг, размер – как у мяча для регби. Люк использует те же самые аккумуляторы производства Panasonic, что и Tesla. Вот только в отличие от машин Маска пользователи Gogoro аккумуляторами фактически не владеют и не могут зарядить их от любой розетки.
Люк рассчитывает заработать на замене аккумуляторов. Люди покупают не только скутер, но и абонемент на услуги станций GoStations, объясняет он. Как только энергия начинает подходить к концу, приложение на смартфоне прокладывает путь к ближайшей GoStations, бронируя на 10 мин новые батареи. Станция размером с торговый автомат содержит восемь гнезд для аккумуляторов. Таких «автоматов» можно поставить рядом сразу несколько штук. Пользователь сам вынимает обе батареи из скутера. Чип внутри аккумулятора связывается со станцией, устанавливается номер абонемента пользователя – и не позже чем через 6 с можно производить замену.
Станции подзарядки объединены в облако, пишет The Verge. Наиболее популярные работают на быструю зарядку батарей, а малоиспользуемые могут тянуть с подзарядкой до ночи, когда ниже тарифы и нагрузка на электросети. Чем старше батарея, тем меньше она держит заряд. Так что станции будут выдавать такие батареи тем, кто ездит не спеша, а агрессивные водители получат аккумулятор поновее. Люк признает, что рано или поздно на каждой станции сложится неприятная ситуация, когда не останется заряженных батарей. Но из-за продуманной системы планирования такое будет происходить не чаще чем раз-два в год, надеется он.
Опыт предшественников
Принцип замены, а не подзарядки аккумуляторов уже пыталась воплотить в жизнь американо-израильская сеть заправок Better Place, пишет FT. Сеть смогла привлечь около $1 млрд от инвесторов, а в 2013 г. обанкротилась. Better Place работала с электромобилями Renault Fluence, продажи которых шли не очень успешно. Сами заправки оказались тоже дороговаты – более $2 млн. Строительство бензозаправки, по данным Goldman Sachs, обошлось бы в $800 000. Задумывался о бизнесе по замене аккумуляторов и Маск. В 2013 г. он продемонстрировал прототип робота, за считанные секунды заменяющего аккумуляторы на Tesla Model S, и предрек этой технологии большое будущее. Но еще через два года взял свои слова обратно.
Сейчас схема обкатывается на домашнем рынке, в Тайване. В этой стране ездит уже более 3000 двухколесных машин Gogoro и работает 125 GoStation в Тайбэе и Таоюане, пишет FT. А в этом году Gogoro должны появиться в Амстердаме и оттуда распространиться по Европе.
Ключевой вопрос – удастся ли Gogoro построить разветвленную сеть подзарядок, считает TechCrunch. «Одна станция на милю – это то, что надо», – говорит сам Люк. На руку компании их размер. Аппарат для замены батарей стоит $10 000, питается от обычной розетки и легко умещается в магазинчиках. Например, сети 7-Eleven.
Пока что предзнаменования добрые. До прошлого года практически никто не знал, что именно разрабатывает стартап. Gogoro раскрыла карты только в январе 2015 г. на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. Но сейчас, по данным FT, на долю Gogoro приходится уже 5% регистрации новых скутеров в Тайбэе, городе, поставившем мировой рекорд по количеству двухколесных машин на душу населения. Возможно, пользователей привлекает не только идея электродвигателя, но и сама необычность технологий скутера. «Считайте нас смартфоном на колесах», – говорил Люк на страницах сайта Re/code.
Скутер управляется со смартфона. Специальное приложение сообщает, если скутер пытаются угнать, ищет его на парковке, включает, открывает батарейный отсек и т. п. Более 30 сенсоров установлено на всех узлах, рассказывает сайт Cnet.com. Сенсоры отслеживают и стиль езды. Если при езде в гору вы неоправданно сильно давите на газ, скутер предупредит, что энергия расходуется впустую, пишет TechCrunch.
Кроме того, через приложение можно выбрать или установить свой звуковой сигнал и порядок мигания фар при включении скутера. Основатели Gogoro не понаслышке знают, что рингтоны – это очень серьезный бизнес. Люк работал в таких компаниях, как Nike, Microsoft, а перед основанием в 2011 г. Gogoro – в HTC. Оттуда и пришло ядро команды. Например, технологический директор Gogoro Мэтт Тэйлор был главным технологом HTC, операционный директор Грейс Лей – генеральным юрисконсультом HTC. Более того, когда в 2011 г. Люк и Тейлор собрали $50 млн инвестиций от пула азиатских бизнесменов, в их число вошла председатель совета директоров HTC Шер Вон. В 2014 г. Gogoro привлекла еще $100 млн, а в ноябре прошлого года объявила, что группа инвесторов, включая Panasonic, вкладывает еще $130 млн.