Чикагская бизнес-школа вовлекает артистов в учебный процесс

Почему бизнес-школы все чаще приглашают деятелей искусств в учебные классы
Суть работы приглашенного деятеля искусства, убеждает Шерт, – показать, что созидательный процесс в искусстве не так уж сильно отличается от процессов корпоративного мира
Суть работы приглашенного деятеля искусства, убеждает Шерт, – показать, что созидательный процесс в искусстве не так уж сильно отличается от процессов корпоративного мира / John Minchillo / AP

Джон Майкл Шерт выглядит как любой другой скромно одетый преподаватель, приезжая в лондонский кампус чикагской Booth School of Business. Но не менее органично он выглядит в балетном трико на сцене перед сотнями людей. Перед тем как два года назад начать работу в Booth School of Business приглашенным деятелем искусств, Шерт был артистом балета. Выпускник престижного American Ballet Theatre в Нью-Йорке, он гастролировал от Афин до Лос-Анджелеса. Хотя многие бизнес-школы сотрудничают с людьми искусства, у Шерта другое видение этой работы, нежели у коллег. Как правило, они проводят в кампусах выставки или же дают представление. А Шерт намерен учить студентов. Его задача – объяснить слушателям МВА, как навыки творческого созидания можно трансформировать в инновационное мышление в корпорациях.

«Деятели искусства оказывают себе медвежью услугу, делая упор на плоды творчества, – рассуждает Шерт. – Куда интереснее процесс, который мы используем при создании произведения искусства». Порой он приглашает на лекции других танцоров и ставит небольшой номер, попутно рассказывая о трудностях, с которыми он при этом столкнулся, и об уроках, какие можно извлечь из преодоления этих трудностей в бизнесе. Суть работы приглашенного деятеля искусства, убеждает Шерт, – показать, что созидательный процесс в искусстве не так уж сильно отличается от процессов корпоративного мира. Он демонстрирует слушателям, что и в искусстве, и в бизнесе люди терпят неудачи, как справляются с ними и какие приемы и хитрости можно позаимствовать: «Падение – не худшее, что может произойти на сцене. Если ты упал – поднимайся. Важно не то, как падаешь, а как ты поднимаешься».

Дорога в школу

Прежде чем устроиться в Chicago Booth, Шерт был директором Trey McIntyre Project – танцевального ансамбля из Айдахо, основанного им за девять лет до этого. Однажды во время гастролей его познакомили с Гарри Дэвисом, профессором креативного менеджмента в Chicago Booth. Дэвис пригласил Шерта на работу.

Некоторые его коллеги-артисты не в силах понять, почему Шерт изменяет искусству с бизнес-образованием. «Я вижу себя в роли связующего звена, я не живу исключительно в мире искусства или только в мире бизнеса», – говорит Шерт.

Гарри Дэвис, профессор креативного менеджмента в Chicago Booth, признает, что большую часть 20-летней преподавательской карьеры использовал в своем курсе концепции и инструменты, позаимствованные из театрального искусства и музыки. Нанять Шерта было очевидным решением, вспоминает он. «Наша встреча была счастливой случайностью», – удивляется Шерт. Почти 10 лет он посвятил танцевальному ансамблю и вот теперь решил оставить это дело ради преподавательского труда: «Во время жизненных странствий ты оказываешься в зоне притяжения различных наставников, разных деятелей искусств. Когда я встретил Гарри, я понял, что у этого человека просто обязан поучиться».

Профессор Дэвис хочет расширить количество приглашенных в Chicago Booth деятелей искусства до пяти. По мнению Дэвиса, они знают, как донести до студентов различные бизнес-концепции способами, недоступными классическим преподавателям. Он любит сравнивать работу Шерта с хирургом, обучающим студентов наглядным методом, позволяя им наблюдать за операцией и подготовкой к ней. «Когда мы говорим о разных бизнес-процессах, мы используем схемы и графики. Но тем самым убиваем суть происходящего, – говорит Дэвис. – Разговоры о процессе и близко не лежат к возможности воочию его наблюдать».

Перевел Антон Осипов