Почему не ценится онлайн-образование
В США бум онлайн-образования, но оно мало помогает кандидатам при трудоустройстве, говорят рекрутерыПрофили в LinkedIn пестрят записями, что их владельцы закончили те или иные онлайн-курсы. Но когда Ричард Фрай, рекрутер IT-компании Fino Consulting, просматривает информацию о кандидатах, он не обращает внимания на эту информацию: «Среди рекрутеров все это онлайн-обучение не считается особой ценностью». Проекты вроде Udemy, Lynda.com и другие массовые открытые онлайн-курсы (MOOC, Massive Open Online Courses) обещают не только обновить полученную в колледже информацию, но и дать то, что не преподавали в вузе. Но репутацию у рекрутеров они пока не заработали. «Этот рынок изначально хаотичен, нет единого стандарта образования», – жалуется Энтони Каревейл, директор центра по образованию и трудовым ресурсам Университета Джорджтауна.
Студенты тоже разочаровываются. 33-летний Адам Хук прошел десятки программ Udemy, Coursera и Microsoft Virtual Academy. Но до сих пор ему не удалось устроиться на штатную работу. Ему отказывают с формулировкой, что онлайн-сертификаты не компенсируют отсутствие высшего образования.
Добиться признания новомодных курсов можно двумя путями, считают компании и эксперты рынка труда. Первый – независимая организация разработает стандарт онлайн-образования. Второй – вместо того чтобы верить бумажкам от вузов или онлайн-курсов, компании станут тщательнее тестировать навыки кандидатов. По первому пути уже идет группа научных работников в сотрудничестве с бизнес-ассоциациями вроде Американской торговой палаты. Они создают онлайн-реестр, где компании и люди смогут проверить свой диплом и узнать, какие навыки должны быть у его обладателя. В этом году они получили грант на $2,25 млн от Lumina Foundation. Цель этого фонда – чтобы к 2025 г. 60% американцев получили качественное послешкольное образование.
Белый дом помогает
В этом году администрация Обамы запустила программу TechHire по быстрому обучению людей без академического образования. Среди задач программы – способствовать тому, чтобы компании признали сертификаты новых образовательных курсов. В частности, убедить работодателей пересмотреть требования к знаниям кандидатов и тесно сотрудничать с образовательными учреждениями, предлагающими нетрадиционные способы обучения вроде онлайн-курсов.
Как убедить работодателей, что данные реестра – гарантия достойного образования? Для этого у компаний будет запрашиваться информация о дипломах отдельных работников, говорит Джейсон Тишко, директор по политике и программам фонда Американской торговой палаты: «Без подобного реестра люди могут тратить немало денег и времени на учебные курсы и не получать ничего из того, что нужно работодателю».
LinkedIn запустила похожий проект в Финиксе и Денвере (США), опрашивая компании о навыках, которых они ждут от работников, и о дипломах недавно нанятых сотрудников. С помощью этих данных LinkedIn составит базу данных о требованиях к кандидатам на разные должности и курсах и тренингах, которые дают лучшие знания.
Рекрутеры говорят, что сейчас свидетельства об окончании всяких курсов ценны главным образом потому, что доказывают способность человека к обучению. Старший директор по талантам Waste Management Мелкия Макдаффи недавно назначила руководить программой трудовых ресурсов кандидата из сотрудников компании, потому что этот человек закончил несколько курсов на Coursera. «Я не знаю, что преподают на этих курсах. Но факт, что он по собственной инициативе их прошел, свидетельствует о том, что его уровень постоянно растет».
WSJ, 18.11.2015, Антон Осипов