«Почта России» хочет стать привлекательным работодателем
Менеджеры «Почты России» сравнивают кадровую реформу в ведомстве с ремонтом самолета на летуКак правило, каждый месяц гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов завтракает с молодыми сотрудниками своего предприятия в разных концах страны. Завтраки проходят в неформальной обстановке, на них обычно приглашают около 20 сотрудников: люди делятся насущными проблемами и идеями, а гендиректор отвечает на их вопросы, рассказывает о новых проектах и планах компании. В том числе об этапах кадровой реформы, которая стартовала на «Почте» два года назад.
Эта реформа – лишь часть масштабной управленческой перестройки, проводимой командой менеджеров под руководством Страшнова, занявшего пост в 2013 г. Кроме оптимизации бизнес-процессов, реорганизации логистики, открытия офисов нового типа решается множество неподъемных на первый взгляд задач по усовершенствованию работы ведомства, в котором трудится около 300 000 человек в 42 000 отделений. Предстоит перестроить мотивационные модели и схемы оплаты труда сотрудников более 500 специальностей, которые числятся в штате.
В 2014 г. здесь отказались от устаревшей модели мотивации менеджмента. Вместо случайных премий управленцы стали получать бонусы, привязанные к достигнутым корпоративным и личным целевым показателям, рассказывает Татьяна Рябова, заместитель гендиректора по управлению персоналом «Почты России» (ранее она работала вместе со Страшновым в Tele2). Теперь очередь дошла до работников производства. Только на повышение зарплат сотрудников до конца 2016 г. «Почта» планирует потратить более 6 млрд руб.
Баба-яга с почты
На жестяной коробке с подарком, который «Почта» приготовила каждому из детей сотрудников (около 188 000 подарков) к новому, 2016 году, изображены персонажи сказок Пушкина, в том числе Баба-яга с сумкой через плечо. На сумке – надпись «Почта России». Эта картинка символична. Пока «Почта России» не входит в число желанных работодателей для россиян, особенно молодых специалистов, убеждены эксперты. «Молодое поколение очень разборчиво, они не хотят работать «в совке», стабильность и деньги для них не главный мотиватор. Им нужны интересные проекты, они хотят работать в открытой, современной, технологичной компании», – поясняет Юрий Дорфман, партнер компании Cornerstone.
Зарплаты на почте хоть и растут, но зачастую не могут конкурировать с зарплатами в других отраслях. По данным «Почты России», в 2014 г. средняя зарплата в компании составила 18 559 руб. (57% от уровня средней зарплаты в России). Конкуренция за персонал очень жесткая, признает Рябова. Например, начальников и заместителей начальников отделений связи охотно нанимают на работу розничные сети – у них есть управленческие навыки, опыт работы с денежными средствами, замечает она. Водители, имеющие опыт безаварийной езды, – тоже в дефиците. Есть проблемы и с привлечением других служащих – к примеру, сортировщиков. В Подольске, где расположен крупный сортировочный центр почты, тоже большая конкуренция за персонал: здесь находятся складские центры розничных и логистических компаний. Привлекать на работу почтальонов еще труднее – профессия нуждается в повышении престижа, добавляет Рябова.
Ремонт на лету
Больше года кадровая политика «Почты России» была связана с наймом новых топ-менеджеров на привлекательных условиях, зачастую выше рыночных, знает Дорфман. Он считает, что в компании собралась сильная и интересная команда, «на которую идут». Сейчас же перед HR-отделом стоят новые цели: «спуститься» до среднего и рядового персонала, до молодых специалистов, вчерашних выпускников, чтобы обеспечить приток новой крови и завоевать рынок труда, уточняет Дорфман.
Мораторий на прибавку
Antal Russia спросила у 5000 сотрудников российских компаний, кому из них в 2015 г. повышали зарплату. Таких оказалось 37%. Это почти вдвое меньше, чем в 2014 г. Более благополучна ситуация в подразделениях международных компаний: в 48% из них зарплата увеличилась (в российских компаниях – всего в 18%). Например, в JTI кроме индексации провели повышение зарплат на 10–12% тем сотрудникам, которые были максимально эффективны в 2014 г., рассказала Екатерина Миллер, директор по персоналу «JTI Россия».
Рябова говорит, что члены команды чувствуют себя пилотами самолета, «который надо ремонтировать на лету». И уточняет, что «Почта» вынуждена быть в роли догоняющего: надо продолжать многие масштабные проекты и параллельно перестраивать программы мотивации, оценки персонала, улучшать условия работы и технологическую базу, которая поможет лучше и быстрее обслуживать клиентов.
Большие перемены не могли не породить сопротивления изменениям, в том числе среди менеджмента. Проводить реформу в жизнь «Почте» помогают 150 агентов изменений – это сотрудники из разных регионов, которые на добровольной основе транслируют своим коллегам информацию обо всех нововведениях и их целях. Сначала агентов собрали на встречу и поставили задачу создать в своем регионе группу поддержки из единомышленников, чтобы те тоже помогали проводить изменения в своих коллективах. Этому инструменту уже год, и есть результат – агенты подали ряд предложений об изменениях, которые помогут повысить эффективность процессов. Сейчас администрация общается с агентами с помощью корпоративной социальной сети.
Понятные заработки
В декабре 2015 г. и феврале 2016 г. на «Почте России», по словам Рябовой, пройдет третья и четвертая волна повышения зарплат с момента прихода новой команды. Рост зарплат затронет все филиалы, но основной бюджет потратят на сотрудников производства, где уровень оплаты сильно отстает от рынка. Здесь средний процент прибавки составит около 25%, в остальных регионах – 8–10%.
До сих пор в правилах начисления зарплат остается немало перекосов: тот же начальник отделения может получать меньше оператора из-за особенностей сдельной оплаты труда. Эта схема вызывает много нареканий у работников. Она слишком сложная для понимания и расчетов – существует 450 сдельных расценок. Кроме того, она провоцирует людей на приписки, говорит Рябова: «Я очень уважаю наших сотрудников, но с недоверием отношусь, когда некоторые отчитываются о 170%-ной выработке, а подразделение в целом не выполнило план, а другие, чьи расценки привязаны к километражу, умудряются пройти в день 200 км». Уже сейчас 50% сотрудников по их просьбе переведено на повременную оплату. Это защитит их от колебаний заработка в зависимости от объема работы, убеждена Рябова.
Так как зарплаты в ведомстве все еще меньше, чем в стране в среднем, компания пытается удержать сотрудников гарантиями и льготами. К примеру, все сотрудники, проработавшие здесь более пяти лет, могут застраховать своих детей от критических заболеваний и несчастных случаев. Список заболеваний в этом году расширили с трех до девяти (сюда входят онкология, трансплантация основных органов и проч.), рассказывает Рябова. Застраховано 94 000 детей и такие льготы персонал очень ценит, ведь 80% сотрудников – женщины, и, как правило, с детьми, говорит Рябова. Те, кто проработал на «Почте» более трех лет, могут воспользоваться корпоративной пенсионной программой.
Попасть в десятку
Пересмотр зарплат в 2014 г. привел к снижению текучести персонала, рассказывают в «Почте России». По сравнению с 2013 г. она уменьшилась с 34,69 до 29,03%. Положительная динамика финансовых показателей «Почты» связана в том числе с ростом производительности труда: за этот год среднемесячная выработка на одного работника выросла на 12%. По итогам девяти месяцев выручка превысила 110 млрд руб. – это на 10% больше, чем за январь – сентябрь 2014 г. За два года работы новой команды «Почта» помолодела. В 2013 г. средний возраст сотрудников составлял 52 года, в 2014 г. – 47 лет, а в 2015 г. – уже 44 года.
В похожей ситуации в 90-х гг. была немецкая компания Deutsche Post, замечает Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор Antal Russia. Ей потребовалось 20 лет, чтобы преодолеть стагнацию, отказавшись от старых схем ведения бизнеса, и для этого ведомству пришлось пройти путь от госкомпании до частного бизнеса, добавляет он. Менеджменту «Почты России» приходится действовать в более сжатые сроки. «Я хочу, чтобы к 2018 г. «Почта» стала привлекательным работодателем, – делится Рябова. – Чтобы человек, который рассказывает знакомым, что работает у нас, в ответ слышал не критику качества наших услуг, а вопросы: «Как к вам попасть?»