Нюансы оформления резюме важнее профессиональных качеств кандидатов

Портал SuperJob проанализировал 120 000 резюме и выяснил факторы, влияющие на число просмотров
А. Таранин
А. Таранин

Григорий Шанаев недавно устроился директором по маркетингу в одну компанию в сфере фэшн-индустрии. Он уверяет, что на поиски новой работы ушло совсем немного времени, он практически не делал перерыва в трудовом стаже. Он думает, что так быстро устроился на работу потому, что правильно составил резюме. В нем он сделал акцент на своих достижениях, описал, как на предыдущем месте работы создал централизованную службу маркетинга вместо 13 маркетинговых подразделений, каждое из которых отвечало за отдельно взятый бренд. Однако, как уверяют эксперты, в нашей стране это скорее редкий случай.

В России нет культуры самопрезентации, поэтому у нас днем с огнем не сыскать кандидатов, которые правильно составляют резюме и умеют себя продавать, полагает Алена Владимирская, гендиректор кадровой компании Pruffi. Она уверяет, что лишь 7–8% кандидатов присылают ей адекватные резюме. «И каких только резюме я не видела: в виде рисунка, инфографики, не поддающейся расшифровке, и даже поэмы», – рассказывает рекрутер. Труднее других написание резюме дается молодым, неопытным кандидатам и соискателям, много лет не менявшим работу, считает Татьяна Баскина, заместитель генерального директора по работе с профессиональными сообществами кадрового холдинга «Анкор». По ее оценке, доля неудачных резюме на рынке труда колеблется от 10 до 30% в зависимости от отрасли и профессиональной сферы.

Недавно исследовательский центр портала Superjob изучил 120 000 резюме жителей Москвы, претендующих на места с полной занятостью, чтобы проанализировать, какие факторы влияют на число просмотров работодателями резюме в интернете. Результаты оказались нетривиальными.

Прежде всего выяснилось, что работодатели, вопреки сложившемуся среди соискателей мнению, все-таки читают резюме – анкет, которые ни разу не просматривались рекрутерами, оказалось всего 10%. Несмотря на кризис, есть целый ряд отраслей, где спрос на кандидатов по-прежнему высок. Это, например, фармацевтика, рынок потребительских товаров, компьютерные технологии, рассказывает Маргарита Тяжова, менеджер по развитию бизнеса Hays. Очень востребованы соискатели и в сфере производства, добавляет к этому Баскина.

Каков кандидат

Владимирская вспоминает, как недавно к ней пришла 50-летняя кандидатка, которая 20 лет проработала в одной компании и уже полтора года сидела без работы. Владимирская взглянула на ее резюме и вынесла наверх строчку из середины текста, в которой говорилось об уникальном опыте кандидатки. «На следующий день она получила сразу восемь приглашений на собеседование. Причем среди откликнувшихся работодателей была компания, куда она уже четыре раза до этого посылала резюме», – заключает эксперт.

Читают и приглашают

По данным Superjob.ru, анкету среднестатистического кандидата в Москве рекрутеры просматривают в среднем 5,2 раза в месяц. 22% соискателей, приславших резюме на вакансию, получают приглашение от рекрутера на собеседование, а один из 10 соискателей приглашается как минимум на три собеседования.

Исследование Superjob.ru показало, что на частоту просмотров резюме в интернете влияют естественные параметры резюме, которые кандидат не в силах изменить. Так, резюме бездетных кандидатов просматривают на 1% чаще, а анкеты соискателей моложе 44 лет изучают на целых 13% чаще, чем анкеты людей постарше. Рекрутеры тем не менее советуют возрастным соискателям не скрывать свой возраст. Ведь к 50 годам человек становится настоящим профессионалом. В резюме лучше не расписывать подробно личные качества, потому что работодатели уже устали от «стрессоустойчивых» и «коммуникабельных» кандидатов, говорит представитель Superjob Иван Кузнецов. А надо делать акцент на опыт, связи и экспертизу, считает эксперт.

Тем не менее, как показало исследование Superjob, на число просмотров точно так же влияют и факторы, которые кандидат вполне в силах изменить, – это оформление резюме и акценты, которые расставляет сам соискатель.

Банальности помогают

Кандидат не может изменить свой возраст или написать, что у него нет детей, когда они на самом деле есть. Зато другими характеристиками, как показало исследование Superjob.ru, он вполне может управлять. Например, такая банальная вещь, как отсутствие ограничений на способ связи, увеличивает количество просмотров резюме в интернете на 1%, а готовность к переезду и командировкам дает преимущество в лишних 1,5% просмотров.

Есть кандидаты, которые разрешают звонить им только, например, до шести вечера. Ограничение сразу вызывает вопрос, насколько кандидат заинтересован в работе и насколько он гибкий человек, делится своим опытом Тяжова. Что до готовности к переездам и командировкам, то тут многое зависит от требований компании. Если позиция предполагает командировки, то это изложено в описании вакансии. Странно было бы увидеть на таком собеседовании кандидата, не готового к переездам, замечает эксперт.

В России давно существует проблема мобильности персонала, но в кризис кандидаты стали активнее рассматривать возможности переезда. Во многих отраслях, например в агросекторе или в фармацевтике, динамика развития рынка лучше в одних регионах, чем в других. Поэтому туда и едут, объясняет Баскина.

Не быть занудой

Есть кандидаты, которые напишут о себе две строчки и считают, что этого достаточно, и дело не в том, что они ленивы. Обычно так поступают люди, работающие в крупных и известных компаниях. Они уверены в себе и готовы сообщить подробности своей биографии только на личной встрече с рекрутером, делится своими впечатлениями Тяжова. «Я обычно убеждаю их все-таки поработать над своим резюме. В большинстве случаев это достойные кандидаты», – говорит она. Гораздо меньше рекрутеры любят получать бесконечные трактаты на четыре листа, где человек во всех подробностях описывает свою биографию, продолжает Тяжова. «Такие кандидаты много говорят, но невозможно понять, какова их эффективность», – поясняет эксперт. Любое резюме должно включать такие обязательные рубрики, как контакты, образование, опыт работы, достижения, персональные данные, личные качества, уточняет Баскина из «Анкора». Подробно нужно описать лишь последние пять лет своего рабочего опыта, добавляет Тяжова из Hays. По данным Superjob.ru, полноценно заполненное резюме на 4% повышает частоту просмотров анкеты соискателя в интернете.

Но чаще всего работодатели обращают сейчас внимание на анкеты соискателей, указавших конкретную сумму зарплатных ожиданий. Вероятность просмотра таких резюме увеличивается на 5%, показало исследование Superjob. А резюме, где указан доход «по договоренности», пользуются меньшим успехом. У рекрутеров есть тому объяснение. «Человек, который указал конкретную сумму, больше уверен в себе. Он в силах оценить рынок труда и четко себя спозиционировать», – говорит Тяжова. А кандидат, указавший зарплату «по договоренности», наверняка меньше осведомлен и не так уверен в себе. Возможно, он давно ищет работу, уже отчаялся найти что-то подходящее и не хочет отпугивать потенциального работодателя своими высокими ожиданиями. Не исключено и то, что на собеседовании он начнет торговаться и демпинговать, рассказывает эксперт.

Сами соискатели придерживаются другого мнения. Шанаев говорит, что не указывал в резюме точной суммы ожидаемой зарплаты, потому что рынок сейчас все время меняется и уровень заработка логичнее обсуждать с работодателем лично на собеседовании. Рекрутеры соглашаются с тем, что работодатели обращают сейчас особое внимание на достижения сотрудника. Эффективный менеджер имеет все шансы на трудоустройство, даже если в его резюме полно огрехов.