Японские работодатели обратили внимание на женщин

Их доля в работающем населении страны растет, но женщин-руководителей по-прежнему единицы
Все больше работодателей осознают, что, когда население сокращается, восполнить нехватку рабочих рук можно, нанимая женщин
Все больше работодателей осознают, что, когда население сокращается, восполнить нехватку рабочих рук можно, нанимая женщин / Photoxpress

Когда Мичиру Томабэти попросили организовать ежегодную выставку-продажу, она решила, что начальник пошутил. За всю 41-летнюю историю выставок Yokohama Nursery их проведение ни разу не поручали женщине. «Я долго обдумывала предложение, – вспоминает 48-летняя Томабэти, проработавшая в компании более 20 лет. – Что скажет семья? Как это отразится на взаимопонимании с мужем?»

Недавно доля работающих женщин в работоспособном населении Японии впервые превысила показатели США и Европы, выяснила ОЭСР (см. график). Премьер-министр страны Синдзо Абэ активно пропагандирует равенство работников разного пола, называя это womenomics (от «женская экономика»). Все больше работодателей осознают, что, когда население сокращается, восполнить нехватку рабочих рук можно, нанимая женщин. «Экономического чуда Япония добилась без них, но повторить такой трюк не удастся», – говорит консультант по управлению Фумиэ Ю. Goldman Sachs ожидает, что устранение разрыва между полами может ускорить рост ВВП на 13%.

Тем не менее рейтинг Grant Thornton ставит Японию в самый конец списка из 34 стран по доле женщин на руководящих должностях: здесь они занимают только 8% топ-позиций, тогда как в США – 21%, а в Германии – 24%. Во многих японских голубых фишках, включая крупнейший банк Mitsubishi UFJ Financial Group, топ-менеджмент полностью мужской. 48 из 49 топ-менеджеров и членов совета директоров Toyota Motor – сильный пол. Нынешние топ-менеджеры пришли на работу в конце 1970-х – начале 1980-х гг., когда женщина на должности, предполагающей карьерный рост, была очень редким явлением.

В крупнейшей японской компании по доставке заказов Yamato 35% сотрудников – женщины, и компания продолжает активно нанимать домохозяек как курьеров на неполный рабочий день. Но в руководстве женщин – всего 3%. «Для женщин, стремящихся сделать карьеру, в Японии мало образцов для подражания», – сетует Мио Ямаути, руководитель подразделения Yamato, отвечающего за гендерное разнообразие персонала.

Руководство Yamato уверяет, что пытается выстроить для подчиненных баланс между домом и работой так, чтобы сделать работу привлекательной для женщин. «Во многих компаниях сказать: «Я рано ухожу домой» – равнозначно фразе: «Я опускаю руки», – объясняет Ю.

Казуо Ариоши, президент Yokohama Nursery, где женщине доверили организацию выставки, говорит, что пойти на это его заставил пример конкурента. Его компания, экспортирующая японские деревья на Запад, уже 120 лет славится инновациями, вот разве что за мизерное количество женщин на руководящих постах Ариоши «слегка стыдно».

Тем временем Томабэти начала подготовку к выставке – разработала дизайн приглашений. Они выдержаны в пастельных тонах, на них улыбающаяся девушка, цветы и небольшие животные. «До сих пор мужчины особо не задумывались о том, как выглядят приглашения. А ведь это первое, что видят клиенты», – объясняет она.

Все больше работодателей осознают, что, когда население сокращается, восполнить нехватку рабочих рук можно, нанимая женщин