Интернет-магазинам Индии мешает логистика

Они тратят на доставку гораздо больше денег, нежели их конкуренты из Китая или США
Логистика – один из главных вызовов для стартапов в стране с плохими дорогами
Логистика – один из главных вызовов для стартапов в стране с плохими дорогами / Rajanish Kakade / AP

Будущее индийского рынка электронной коммерции зависит от мелких потребителей вроде 27-летней Гаятри Раджамансингх. Каждое воскресенье эта хозяйка небольшой парикмахерской заходит на сайт Shopclues из дома в поисках выгодных покупок. Вот ей понравилось сари в цветочек, и она кликает «Купить сейчас». Импульсивная покупка обошлась Раджамансингх в 199 рупий, т. е. в $3,06. Но эта незначительная трата положила начало длительному и дорогостоящему процессу. На доставку покупки уходит три дня, 1900 км пути из города Сурат штата Гуджарат на западе Индии до Мадурая штата Тамилнад на юге. В доставке будут участвовать более 30 человек, две ночи сари будет ехать в грузовике, совершит авиаперелет и наконец на мотоцикле доедет до дверей Раджамансингх. Сайту Shopclues доставка обойдется в 45 рупий, т. е. около четверти стоимости покупки. Многие индийские онлайн-магазины тратят 30% выручки на логистику, подсчитала компания Technopak из Нью-Дели. Для сравнения: Amazon потратил на доставку в США в прошлом году 11,7% выручки. Китайская Alibaba не раскрывает своих трат.

Логистика – один из главных вызовов для стартапов в стране с плохими дорогами, плохими грузовиками, сезоном дождей, коррумпированными таможенниками, перегруженными аэропортами и запутанными правилами растаможки. Магазин Shopclues получил от продажи сари 33,4 рупии. Но это не покрывает его расходов на зарплату сотрудникам и аренду. Как и многие конкуренты, без инвесторов Shopclues давно бы пошел ко дну. Спасает то, что в поисках индийского аналога Alibaba венчурные капиталисты готовы вкладываться в убыточные проекты.

У крупнейшего онлайн-ритейлера страны Flipkart Internet $3 млрд убытка и капитализация $15 млрд. Это самый дорогой стартап в области интернет-торговли в мире. Snapdeal привлек $1,5 млрд, его оценили в $5 млрд. Amazon планирует потратить на расширение бизнеса в Индии $2 млрд.

Третье место

243 млн пользователей интернета насчитывалось в 2014 г. в Индии, по данным отчета PwC «eCommerce in India». Страна занимает 3-е место в мире после Китая с 641 млн пользователей и США, которые с 279 млн пользователей интернета занимают 2-е место

Пытаясь отвоевать долю рынка, конкуренты предлагают огромные скидки на все, от смартфонов до холодильников. Они предпочитают потерять деньги на доставке потребителям вроде Раджамансингх, живущим на другом краю страны, в надежде приобрести лояльных покупателей. Если верить Credit Suisse Group, Индия в паре лет от бума интернет-торговли, подобного тому, что случился в Китае. В Поднебесной в прошлом году онлайн-продажи достигли $458 млрд против $7 млрд в 2007 г. В Индии через интернет граждане покупают меньше чем на $4 млрд. Но в Индии пока что сложности с подключением к интернету. Более 1 млрд человек, почти 85% населения, не имели в 2013 г. доступа к сети, по данным McKinsey.

Везти сари через всю Индию самолетом, чтобы успеть доставить его за несколько дней, не имеет экономического смысла, считает Мохит Тандон, директор по стратегии Delhivery. Эта логистическая компания доставляет около пятой части онлайн-покупок в Индии. Хотя авиаперевозки куда дороже автомобильных, самолет у онлайн-торговцев популярнее грузовика – с ним проще заполучить кусок индийского рынка.

«Море инвестиций заставляет людей совершать иррациональные поступки», – качает головой гендиректор Shopclues Санджей Сетхи. Его компания старается контролировать издержки и продает себе в убыток не так много вещей. Отчасти потому, что привлечь от инвесторов удалось всего $130 млн. Поток инвестиций начинает иссякать. Венчурные капиталисты все чаще требуют от онлайн-торговцев начинать работать в плюс, констатирует Авниш Баджадж, управляющий директор Matrix Partners в Индии.

Конечно, немедленной прибыльности от индийских торговцев никто не требует. В конце концов, Amazon потребовалось 20 лет, чтобы стать прибыльной компанией. Shopclues уверяет, что станет рентабельным уже со следующего года. Валовая прибыль сейчас составляет 10 рупий на каждые потраченные клиентами 100 рупий, уверяет компания. Flipkart собирается стать прибыльной к 2017 г., а Snapdeal – в следующие два-три года. Но ни одна компания не раскрывает, как ей это удастся. Flipkart и Snapdeal не комментируют долю логистики в затратах.

Инвесторы считают, что онлайн-ритейлеры должны брать больше денег от потребителей. Средний чек в онлайновой торговле в Индии составляет $20, а в мире – $100. Но все же Shopclues намерен и дальше опираться на мелких покупателей вроде Раджамансингх. «Наш ценовой ориентир рассчитан на массы», – говорит Сетхи. Рост цен или стоимости доставки отпугнет таких покупателей. Delhivery прогнозирует, что авиаперевозки постепенно уступят автомобильным. Как говорит Тандон, вопрос только в том, кто первым решится на это.

WSJ, 22.10.2015, Антон Осипов

Логистика – один из главных вызовов для стартапов в стране с плохими дорогами