Почему в фонде Binary Capital новые объекты для инвестирования ищет 18-летняя девушка
И получается у нее не хуже, чем у людей с опытом создания стартапов и степенями MBAКремниевая долина – место, где возмужали студенты – основатели стартапов: Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг. Здесь не принято брать в расчет слишком юный возраст. Но о нем нет-нет да и вспомнишь, пока Тиффани Чжон проводит экскурсию по венчурному фонду Binary Capital, где она аналитик и партнер. А все потому, что Чжон, или, как ее все здесь зовут, Тифф, всего 18 лет.
Чжон заняла должность, на которую обычно назначают основателей стартапов или обладателей диплома МВА. Но если достаточное время с ней пообщаться, обнаруживаешь, что она готова к этой работе ничуть не меньше, чем люди на десяток лет старше или с большим опытом.
В бизнесе, где один из самых главных факторов успеха – отношения, Чжон уже умудрилась выстроить такую сеть связей, что ей позавидует любой, чья работа – поиск очередной бомбы на рынке стартапов. А Binary Capital инвестирует только в них. Учителя Чжон – гендиректор Slack Стюарт Баттерфилд и бывший президент подразделения Windows в Microsoft и партнер венчурного фонда Andreessen Horowitz Стив Синофски.
Но что еще более важно, стартапы, которые она находит для Binary Capital, возглавляют молодые предприниматели, с которыми она лично знакома. В этом ее преимущество: новая волна начинающих предпринимателей в Сан-Франциско в основном состоит из таких же молодых людей или еще моложе.
«Я покажу вам, где живу, но они больше не пускают туда журналистов», – говорит Чжон, приканчивая свой обед в Mau, забегаловке, где готовят лапшу, в стильном, быстро облагораживающемся районе Сан-Франциско Мишн. Ее дом, носящий громкое имя Mission Control (назван так же, как приложение Mac OS), находится как раз на другой стороне улицы. Это нечто вроде дорогой коммуны для юных хакеров. Самому старому жителю не более 22 лет, полагает Чжон. О доме написано уже немало статей и снято репортажей.
До Binary Capital Чжон работала интерном в Product Hunt. Этот стартап с помощью краудсорсинга составлял ежедневный дайджест новых приложений и гаджетов. Пока ее одноклассники выбирали колледж, она любую свободную минуту тратила на помощь в управлении сайтом. Вуз она, правда, выбрала – Университет Калифорнии в Беркли, но поступление отложила до лучших времен. А еще раньше она участвовала в хакатонах (марафон по программированию) и состояла в различных сообществах Facebook. Там-то она и познакомилась со многими людьми, сформировавшими костяк ее личной и рабочей сети контактов.
Райан Гувер, основатель Startup Hunt, относит Чжон к той же когорте, что и многие молодые предприниматели, анонсирующие свои идеи на его сайте. «Музыканты 20-летней давности и современные предприниматели очень похожи, – говорит он, повторяя мантру, что сегодня запустить проект легче, чем когда-либо. – Они могут основать стартап так же легко, как кто-то начинает играть на гитаре лет в 13–14».
Binary Capital
Инвестфонд Binary Capital был создан в 2014 г. Джонатаном Тео, бывшим управляющим директором General Catalyst, и Джастином Колдбеком, бывшим управляющим директором Lightspeed Venture Partners. Он привлек $125 млн инвестиций. Фонд специализируется на вложениях в компании, занимающиеся потребительскими технологиями, на ранних стадиях развития.
К венчурному бизнесу это утверждение не относится. Здесь по-прежнему клуб для взрослых. Но Чжон, будучи дочерью гендиректора технологической компании, выросла в самом сердце Кремниевой долины, где посещала престижную школу Менло. С детства у нее было окружение, которое позволило создать сеть знакомств, достаточную, чтобы быть в курсе того, что происходит в технологической отрасли. «Тифф достигла всего сама, благодаря собственной силе воли», – признает Ларри Чжон, ее старший брат. Сестренку он зовет ураганом.
Мы с Тифф сидим за гигантским столом в переговорной Binary Capital. Чжон объясняет свою инвестиционную философию. Один из ее принципов – у стартапа должен быть эффект сарафанного радио. «Платформа должна быть настолько полезна, что вы буквально заставите друзей ее загрузить – как Snapchat», – объясняет она. Чжон излучает такую уверенность, которую встретишь мало у кого из взрослых.
Я разговаривал с ее лучшим другом, Нихилом Шринивасаном, в кафе, популярном среди гиков и хипстеров со спортивными тату. Он признался, что спал ночью всего три часа, потому что до утра писал код: «Я не в курсе, что сейчас за день недели и который час. Я питаюсь Soylent (напиток, который рекламируется как заменитель пищи) и множу накладки в расписании коворкингов. У меня даже друзья вписаны в график».
Именно таких, как Шринивасан, умных и готовых на все, Чжон разыскивает, чтобы подружиться, рассказывает Джонатан Тео, сооснователь Binary Capital. Благодаря Чжон люди, способные создать очередной рыночный хит, налаживают отношения с Binary Capital раньше, чем на них выйдут куда более крупные инвесторы. Так венчурный фонд обеспечивает постоянный приток новых сделок, ключевой фактор стратегии.
Сказать, что поколение Чжон – первое после Y – отличается от чуть более взрослых юношей и девушек, было бы преуменьшением. Чжон в Facebook с седьмого класса, первый iPhone она получила в 15 лет. Но даже она считает, что технологии сейчас меняются слишком быстро. «Можно сойти с ума, если оглянуться назад и осознать, насколько они развились», – шутит она.
WSJ, 20.10.2015, Антон Осипов