Почему сотрудники не дотягивают до конца испытательного срока

У соискателей работы и работодателей две противоположные версии происходящего
А. Таранин
А. Таранин

Почему новички в российских компаниях не дотягивают до конца испытательного срока, выяснили в компании HeadHunter, которая по заказу «Ведомостей» провела исследование в октябре 2015 г. В нем приняли участие 11 000 россиян. Судя по результатам, у сотрудников и работодателей две противоположные версии происходящего. И проблема стоит довольно остро. 17% участников опроса из небольших компаний (до 50 сотрудников) признались, что за время испытательного срока у них отсеивается более половины. Кроме того, новичков, не прошедших испытание на новой работе, в России стало больше: если до 2013 г. их было 5%, то в 2013–2015 гг. – уже 8%.

Кто прав

Главные причины проваленного испытательного срока сами сотрудники видят в том, что работодатели обманывают их, неверно описывая условия работы на собеседованиях и в описаниях вакансий. 24% респондентов, уволившихся во время испытательного срока, сказали, что характер их должностных обязанностей оказывался не таким, как им обещали. 19% ушли потому, что условия работы – график, продолжительность рабочего дня – оказались хуже.

На самом деле людей, введенных в заблуждение неадекватным описанием вакансий, гораздо больше, чем выявило исследование, знает Алена Владимирская, гендиректор рекрутингового агентства Pruffi. Слишком часто работодатели врут или лукавят, рассказывая о вакансии, говорит она.

Случается, что непопулярную вакансию камуфлируют под популярную, уточняет эксперт. Например, компании нужен менеджер по продажам, а эту позицию называют «маркетолог» или «пиар-менеджер», чтобы получить больше откликов. В провинции нередко обманывают по поводу места работы: с человеком проводят собеседование в красивом офисе, а потом оказывается, что это представительская его часть, а новичку приходится работать в маленьком подвале, где шесть человек сидят на пяти метрах и на всех один компьютер.

«Из 20 собеседований, которые я прошел, лишь на двух информация об условиях работы соответствовала той, которую сообщили по телефону, – про оформление, полис, отпуск, оклад, график, даже адрес офиса, – пишет участник сообщества сайта Workcanbefun.ru. – И это несмотря на то, что я всегда спрашиваю по пунктам. В результате была потрачена огромная куча времени и денег на переезды».

Работодатели же в первую очередь винят самих новичков. 35% считают, что они уходят из-за того, что не справляются с объемом работы. Самый большой процент тех, кто не справился, по мнению нанимателей, – в больших компаниях со штатом свыше 500 человек, выяснили исследователи из HeadHunter. Каждый четвертый работодатель жалуется на недостаточную квалификацию сотрудников – якобы они не выдерживают испытание, потому что не соответствуют занимаемой должности. В маленьких компаниях такое объяснение дали еще больше респондентов – 42%.

Серпентарий единомышленников

За отсев во время испытательного срока наниматели и сами кандидаты несут равную ответственность, убеждена Марина Хадина, руководитель карьерного направления HeadHunter: «На этапе найма задача работодателя – понять, кто лучше справится с работой и приживется в коллективе. Задача соискателя – спросить, что ему важно и нужно, чтобы делать эту работу хорошо. И первые упускают, что важно донести до человека всю информацию и проверить, как он будет действовать в конкретных условиях. А соискатели на собеседовании стесняются задавать вопросы, например подробно проговорить детали схемы всех выплат».

Отсюда столь высокий процент ошибок. И в результате 12% увольняются в первые месяцы, потому что им предлагают зарплату ниже обещанной, сказано в исследовании. Столько же уходит, не сработавшись с новыми начальниками. А 6% во время испытательного срока находят другую, более интересную работу.

Такое случается чаще, если условия работы описаны неадекватно. Иногда недостатки работы преподносятся как ее достоинства. «За расхожей фразой «наш коллектив – как семья» может стоять 10 теток, которые работают в фирме со дня основания. Руководитель ими дорожит, потому что на них держатся продажи, но хочет разбавить новыми кадрами. И всех новичков они выдавливают из коллектива», – уточняет Владимирская. Ответственность работодатели обычно перекладывают на сотрудников. 12% представителей компаний говорят, что новички уходят, потому что не сработались с руководителем, а 6% – что они не вписались в коллектив.

Испытание нанимателя

Только 13% работодателей признают, что люди увольняются в первые месяцы из-за того, что условия труда оказались хуже, чем было указано в описании вакансии или обещано при найме. В небольших компаниях такой самокритичности еще меньше: так считают только 8% участников опроса HeadHunter.

Зато в крупных компаниях эту проблему признают 15% респондентов. И некоторые научились ее решать. К примеру, в МТС, «Евросети» и у других крупных российских работодателей действуют программы найма «Приведи друга». МТС запустила такую программу в 2013 г., рассказал Михаил Архипов, вице-президент МТС по управлению персоналом. Действующий сотрудник рекомендует своих знакомых на открытые вакансии и, если его протеже успешно проходит испытательный срок, получает премию. Обычно вознаграждение равняется месячному окладу привлеченного специалиста, поясняет Владимирская. И в некоторых компаниях такую премию выплачивают дважды: когда новый человек вышел на работу и когда выдержал испытательный срок. Получается, что в коллективе появляется материально заинтересованный человек, который помогает новичку адаптироваться. Чаще всего такой способ найма в МТС используют в IT-блоке. Это позволило компании закрыть десятки вакансий и повысить долю тех, кто благополучно проходит испытательный срок.

Когда человек приходит в коллектив, в котором есть его хороший знакомый, он легче приживается, ему есть кому задать вопросы, чтобы лучше вписаться в коллектив, убеждена Елена Король, директор департамента по работе с людьми «Евросети». Около 30% сотрудников «Евросеть» нанимает по рекомендации уже работающих сотрудников. Это помогло снизить отсев новичков во время испытательного срока до 5% и это хороший результат, считают в компании.

Вообще, ответственность работодателя – обеспечить новичка тем, что поможет ему оперативно влиться в рабочий процесс и начать приносить результат, напоминает Хадина: «Если же компания не поддерживает людей в этот трудный момент, нужно либо брать только таких, кто выплывет сам, либо нести расходы и репутационные риски, регулярно расставаясь с сотрудниками на испытательном сроке». Ольга Андреева, HR-директор Merck Russia, говорит: «Обычно тратятся немалые деньги и время, чтобы найти нужного человека, отвечающего всем требованиям. Поэтому не помочь сотруднику в прохождении испытательного срока просто расточительно». По словам Андреевой, в Merck Russia за каждым новичком закрепляется куратор из числа опытных сотрудников, который помогает новому сотруднику адаптироваться, консультирует и всячески поддерживает. В ближайшее время Merck планирует выдавать всем новичкам так называемый Welcome Kit – подробный материал, содержащий все, что может потребоваться сотруднику с первых дней работы в компании, говорит Андреева.

А. Таранин