Малому бизнесу придумали стратегию развития до 2030 года

На ближайшем этапе – отмена административных и законодательных барьеров
А. Таранин
А. Таранин

К началу ноября в правительстве должны утвердить проект стратегии, представленной Минэкономразвития. Одна из целей стратегии – к 2030 г. увеличить в 2,5 раза оборот предпринимательского сектора по сравнению с 2014 г., говорится в документе. Другая задача – повысить в два раза производительность труда малого и среднего бизнеса по отношению к тому же 2014 году. Кроме того, планируется увеличить еще и долю занятых в нем сотрудников до 35% от общего числа работающего населения в России. Предполагается, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП России вырастет как минимум в 1,5 раза. В России сейчас более 5,5 млн компаний относится к категории малых и средних предприятий (МСП). Но их доля в ВВП страны невелика – менее 20%, а число занятых, в том числе индивидуальных предпринимателей, – около 18 млн человек.

Чудовищный груз

В Минэкономики долгосрочный план по поддержке малого бизнеса оценили в 819,5 млрд руб., Минфин пока эту цифру не согласовал, пишет «Коммерсантъ». 570 млрд руб. из этой суммы – это уже действующие программы Минэкономики (по 23 млрд руб. в год), Минсельхоза (по 8 млрд руб.), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по 7 млрд руб.) и Росмолодежи (по 0,3 млрд руб.). Дополнительное финансирование МСП-банка, который выдает льготные кредиты предпринимателям, составит 145 млрд руб. Для Корпорации по развитию МСП с 2016 по 2020 г. запрошено 100 млрд руб.

Все дотации, субсидии и гранты скорее всего не дойдут до рядовых предпринимателей, считает Ольга Промптова, основательница компании по выпуску одежды DD-Shop. Ведь чтобы собрать документы для получения господдержки, разобраться в них, нужно нанимать отдельного человека, что для малого бизнеса неподъемно. Налоговая нагрузка на маленькие компании чудовищна и лучше бы государство снизило ее, хотя бы вернуло то, что было в 2011 г., до введения торговых сборов и дополнительных налогов, говорит Промптова. «Этот год у нас впервые оказался убыточным, и нам все равно пришлось платить налог с оборота, – замечает она. – Когда год хороший, этого не жалко, но когда он плохой – это большие деньги для маленькой компании». Например, в США более щадящий режим для малого бизнеса: если у фирмы нет прибыли, она не должны платить налоги.

Она говорит, что в этом году кредиты вообще стали недоступны для маленьких компаний: «Все банки, с которыми мы работаем, перестали давать кредиты под залог товара и беззалоговые кредиты, а сейчас они требуют в качестве залога ликвидное имущество вроде квартиры или машины».

Противоречивая поддержка

Реализация стратегии-2030 для малого бизнеса разделена на три этапа. Первый этап намечен на 2016–2018 гг., и в этот период государство планирует снимать ограничения и барьеры для развития малого бизнеса. К примеру, до июля 2018 г. предпринимателям предоставят преимущественное право выкупа арендуемого имущества, которое принадлежит государству. Планируется ввести трехлетний мораторий на проведение плановых проверок контролирующих органов.

Эксперты говорят, что одной рукой государство вводит льготы, а другой – новые виды обременения. Например, вместе с введением налоговых каникул отменили льготы по налогу на имущество, замечает Сергей Елин, гендиректор аудиторско-консалтинговой компании АИП. Судебная практика этого года неблагоприятна. Предприниматели теперь обязаны платить недоимки не только из имущества компании, но и из своего личного. Можно с разных точек зрения оценивать эту меру. Но она отпугивает людей от предпринимательства, уточняет Елин.

Хорошая мера, которая снизила бы нагрузку на небольшие фирмы, – расширение списка отраслей, имеющих право на льготы по отчислениям во внебюджетные фонды. Сейчас такие льготы имеют компании, работающие в сфере IT, НИОКР, некоторые производства отчисляют в эти фонды 10–14%, тогда как остальные – 30%. Если распространить эту льготу на всех, предприятия начнут выходить из тени и собираемость налогов вырастет. Отлично, что государство разрешило регионам снижать налоговую ставку предприятиям, которые работают по упрощенке, и что под это разработана законодательная база, но как это будет реализовано, пока не ясно, говорит эксперт.

Второй этап стратегии – 2019–2025 гг. – предполагает рост показателей МСП. Государство будет стимулировать развитие рыночных ниш для предпринимателей. А цель третьего этапа – 2026–2030 гг. – добиться, чтобы мелкий бизнес стал конкурентоспособным и вышел в лидеры на мировом рынке, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Финансировать эту работу будет Корпорация по развитию МСП.

Структура создана на базе «дочки» Внешэкономбанка – МСП-банка – и Агентства кредитных гарантий (АКГ). За девять месяцев 2015 г. МСП-банк выдал банкам-партнерам, кредитующим малый и средний бизнес, 38,42 млрд руб., сообщили в пресс-службе банка. Сейчас у МСП-банка 124 банка-партнера.

Помочь с деньгами

Совладелице турфирмы ExploRussia Ольге Ситник хотелось бы, чтобы государство помогло предпринимателям отрегулировать отношения с банками. Ее компания держала все свои средства на счетах банка, который недавно разорился. Ситник и ее партнеры по бизнесу потеряли все заработанные за летний сезон деньги. «В нашей стране не страхуют юридические лица. Нам просто сказали, что банк закрыт и о своих деньгах мы можем забыть», – говорит она. Недоступность финансовых ресурсов – один из главных барьеров развития для их предприятий, считают предприниматели.

Стратеги из Минэкономразвития полагают, что одним из важных инструментов поддержки станет стимулирование участия МСП в госзакупках. Предполагается, что обязательная квота участия в госзакупках увеличится с 18% до минимум 25% уже через два года. До сих пор откаты чиновникам, например, со строительной отрасли – ежедневная практика. Предприниматель не может получить заказ без того, чтобы не вернуть 10–50% его суммы чиновникам, знает Елин. И только контроль и жесткая борьба с коррупционной составляющей могут изменить ситуацию, убежден он. По его словам, к госзакупках лоты укрупняются, а выставляются требования такие, что в тендере могут принять участие только 2–3 крупных компании, уточняет он. А если лот разбить на 50 маленьких частей, то за заказ могли бы побороться 50 небольших фирм, говорит Елин.

Основные трудности – чрезмерное регулирование, рост сборов в пользу государства и изменчивые правила игры, считает Роман Борисов, директор по развитию «Актион группа Главбух». Если эти проблемы решить, не потребуются квоты на госзакупки, «системы совещательных органов» и «программы партнерства между заказчиками и предприятиями», предлагаемые в стратегии, убежден он. Банки и так будут давать кредиты под развивающиеся проекты, а клиенты и государство – покупать у предпринимателей, потому что у них выгоднее.

А. Таранин