«Человеческое облако» повышает производительность труда

Любую работу можно разбить на множество мелких задач и распределить между людьми по всему миру
Обязанности сотрудника распределяются между людьми по всей земле
Обязанности сотрудника распределяются между людьми по всей земле / freeimages.com

Уединившись в «берлоге» – комнате дома на Род-Айленде, ломящейся от картонных коробок и рыболовных снастей, Сет Сар зарабатывает деньги за счет того, что веб-камера считывает малейшие движения его глаз. Почти в 15 000 км от него, в Джакарте, Ади Нагара прячется от жары в спальне с кондиционером, попутно ведя исследование индонезийского рынка для консалтинговой фирмы. Эти два человека занимаются совершенно разными делами, за разное вознаграждение и в разных частях света. Их объединяет одно – оба входят в человеческое облако.

Работодатели приходят к выводу, что этот инструмент – новый способ добиться высокой производительности труда. Обязанности сотрудника распределяются между людьми по всей земле. Некоторые задачи просты, вроде проглядывания телефонных номеров, вбивания данных в таблицы или просмотра видео, пока веб-камера фиксирует направление и продолжительность взгляда. Другие не в пример сложнее, вроде написания части кода или небольшого консалтингового проекта.

Это не работа, а именно отдельные проекты или задания, выполняемые вне офиса и по запросу людьми, которые не являются сотрудниками. Скорее их можно назвать независимыми работниками. В основном это белые воротнички. Облака ликвидируют нехватку специалистов, сократят безработицу и создадут глобальную меритократию, где работникам будет воздаваться исключительно по заслугам, несмотря на пол, расу, образование и страну проживания. «Сегодня люди опять становятся собственниками средств производства. Ведь для работы вам нужен компьютер, мозг и WiFi. Маркс плакал бы от счастья», – рассуждает Денис Пеннел, управляющий директор Ciett – международной организации, лоббирующей интересы частных служб занятости.

Критики же твердят о новом конвейере, убивающем огонь в глазах каждого, кто туда попадет, о нерегулируемом потогонном производстве и о том, что дробление услуг втянет весь мир в крысиные гонки. «Все это снова делает актуальным изречение Адама Смита о разделении труда при производстве булавок», – иронизирует академик Гай Стэндинг.

Огромный рынок

В прошлом году компании заплатили независимым работникам и онлайн-платформам, выступающим посредниками для человеческих облаков, от $2,8 млрд до $3,7 млрд, гласит отчет Staffing Industry Analysts.

Считать ли человеческие облака утопией или антиутопией, во многом зависит от того, где в их иерархии вы видите свое место. Сар признает, что он где-то в районе дна, потому что ему достаются редкие крохи. Он ищет работу с помощью сайта Mechanical Turk («Механический турок»), который запущен Amazon в 2005 г. Здесь выставляются мини-задания, которые человек до сих пор делает лучше компьютера: расшифровать аудиозапись, заполнить форму, сделать теги для фотографий. За многие из них платят считанные центы. Название сайта отсылает к механизму XVIII в. для игры в шахматы, который вошел бы в историю как первый подобный робот – если бы не выяснилось, что на самом деле игру вел скрывающийся в его недрах человек.

Сар в удачные дни зарабатывает $5–7 в час, уделяя мини-задачам все свободное время (днем он работает на складе). Но после того, как Amazon увеличил отчисления с заказчиков до 20%, их поток обмелел, а ставки снизились. И Сар нашел новый сайт, Sticky Crowd. Здесь условия лучше: он должен смотреть ролики, а веб-камера следит за движением глаз и фиксирует, что привлекает внимание, а что нет. Эта информация крайне важна рекламщикам. За 2–3-минутный просмотр они платят $1.

Ступенью выше в облачной иерархии стоят платформы Upwork, Freelancer или People per Hour. Здесь нужны навыки, например, копирайтера, программиста, дизайнера. Upwork возникла в прошлом году в ходе слияния двух платформ, и сейчас это гигант в отрасли. В прошлом году через нее прошло платежей работникам от заказчиков на $1 млрд, стандартная комиссия – 10%. Но рубежа в $10 млрд компания планирует достичь через шесть лет. «Наш бизнес требует много времени в начале, но потом достигается переломная точка и все встает на поток», – говорит ее гендиректор Стефан Касрил. Как правило, после выполнения работы заказчик и работник оценивают друг друга. Оценка важна: человеческие облака должны предоставлять хороших работников, чтобы заказчик вернулся. People per Hour основала «дочку», сайт SuperTasker. Здесь заранее отобранные работники готовы выполнить стандартную работу за стандартное время и оплату. Запись для блога на 400 знаков, например, готовится за три часа и стоит $45. Но есть и элитные человеческие облака. По словам гендиректора британской MBA & Company Дэниэла Каллагана, его сайт, как и американский конкурент HourlyNerd, предоставляет «консультантов под запрос». Похожий проект Topcoder специализируется на программистах, а Upcounsel – на юристах. Консультанты MBA & Company берут от 250 до 4800 фунтов в день плюс 20% за услуги сайта.

На данном этапе развития одной из самых острых проблем для облачных компаний становится та, из-за которой Uber не вылезает из судов: как расценивать своих людей – как независимых работников или как сотрудников? В прошлом году платформа Crowdflower выплатила более $500 000, чтобы урегулировать групповой иск с требованием выплаты минимального размера оплаты труда. Законы многих стран пока что не разобрались, как относиться к облачным схемам. «Здесь больше одного работодателя – юриспруденция не понимает, что с этим делать», – констатирует профессор Оксфорда Иеремия Прассл. Но вскоре законодатели вплотную возьмутся за отрасль, предрекает гендиректор агентства Manpower Group Джонас Прайзинг.

FT, 8.10.2015, Антон Осипов