Агрегаторы такси сражаются за водителей
«Яндекс.Такси» запускает новую программу лояльности для сотрудников автопарков, а у конкурентов свои способы удержать водителей«Яндекс.Такси», крупнейший в Москве агрегатор такси, объявил о том, что с 7 октября 2015 г. запускает специальную программу для сотрудников автопарков. Теперь водители автопарков столицы и Московской области, с которыми работает «Яндекс.Такси», смогут пользоваться корпоративным тарифом на сотовую связь и интернет от «Мегафона», рассказала Элина Ставиская, представитель «Яндекс.Такси». По ее словам, водитель (в компании есть база данных сотрудников) должен прийти в салон связи «Мегафона», предъявить паспорт и права и получить sim-карты для нескольких устройств. Известно, что корпоративные тарифы примерно вдвое ниже обычных розничных.
Это событие стало следствием возросшей конкуренции между операторами услуг вызова такси, признают в самой компании «Яндекс.Такси». В «Яндекс.Такси» говорят, что конкуренция особенно чувствуется во время новогодних корпоративов или в плохую погоду. В такие моменты выигрывает тот сервис, у которого больше всего водителей. Если их недостаточно, компания не удовлетворит спрос, полагает Ставиская. По данным департамента транспорта Москвы, в столице насчитывается около 55 000 водителей такси с лицензиями. И многие водители уже сотрудничают сразу с несколькими компаниями – агрегаторами вызовов такси. Однако, по данным Олега Амосова, председателя общественного движения «Форум такси», их гораздо меньше – около 30 000. «У одного таксиста может быть несколько лицензий. Просто он поменял машину, получил новую лицензию, а старую не сдал», – поясняет Амосов. Сейчас число заказов такси составляет от 120 000 до 250 000 в сутки. И около 55–57% всех заказов приходится на вызовы, сделанные через приложения Uber, Gett и «Яндекс.Такси».
Что за комиссия
«Яндекс.Такси» взимает комиссию в 8–11% без НДС с выручки автопарков. У Gett комиссия составляет 15%. Uber процент не раскрывает.
У конкурентов «Яндекс.Такси» Uber и Gett Taxi нет специальной программы лояльности, говорят представители этих компаний, но они тоже создают условия для удержания и привлечения водителей. В Uber стараются мотивировать водителя прибавкой к основному заработку, говорит представитель Uber Евгения Шипова: компания платит бонус в 1000 руб. автопаркам за каждые дополнительные 10 поездок в неделю. Uber в отличие от компании «Яндекс.Такси», которая работает только с автопарками, сотрудничает еще и с водителями, зарегистрированными как ИП и имеющими лицензию на перевозки. Шипова утверждает, что помимо этого бонуса водителям, совершившим больше 20 поездок в неделю, положена премия. Еще Uber награждает водителей, которые рекомендуют сотрудничать с Uber знакомым таксистам. В том случае, если новичок удачно сдаст «вступительный» экзамен и будет подключен к системе, то оба водителя получат по 1000 руб. Uber перечисляет водителям зарплату один раз в неделю по безналичному расчету.
Компания Gett ежемесячно награждает своих лучших водителей. По словам Виталия Крылова, гендиректора Gett, компания дарит им карточки на бензин и в «Ашан». Также Gett устраивает голосование водителей за введение нового тарифа (стоимости поездок). «Решение принимается по итогам голосования», – уверяют представители компании. Плюсом для водителей Gett и Uber, по словам Амосова, является то, что обе компании компенсируют водителям расходы на штрафы за неправильную парковку и стоянку. А также если клиент не оплатил картой поездку, потому что на его карте недостаточно денег, то и Uber, и Gett все равно заплатят водителю за поездку, говорит Амосов. По его словам, «Яндекс.Такси» подобные расходы на себя не берет, они ложатся на плечи водителя.
Впрочем, Амосов уверяет, что условия для водителей везде отвратительные. Компании из-за высокой конкуренции снижают тарифы, а цены на аренду авто выросли на 30%, говорит Амосов. Он рассказывает, что недавно представители таксистского сообщества провели эксперимент. Три водителя работали в Gett, Uber и «Яндекс.Такси» по 17–18 часов в течение нескольких дней. Выяснилось, что чистая прибыль таксиста составила 1500 руб. в день. Однако выгоднее всего, по словам Амосова, работать у «Яндекс.Такси», потому что лишь 30% поездок оплачиваются по безналичному расчету, остальные 70% – наличными. У Gett 90% заказов оплачиваются в безналичной форме, а Uber вообще не принимает наличные деньги. «Таксист отработал два дня, ему нужно на что-то заправиться. Конечно, ему удобнее работать с наличными деньгами», – убежден Амосов.
«Яндекс.Такси» дополнительных выгод водителям, подобных тем, которые предоставляют агрегаторы-конкуренты, не предлагает – в компании утверждают, что «Яндекс.Такси» взимает самую низкую комиссию на рынке за свои услуги. У «Яндекс.Такси» больше всего водителей. Компания сотрудничает с 450 автопарками, у которых 30 000 водителей в совокупности, у Gett водителей меньше – 20 000 человек, а Uber данные о числе водителей не раскрывает. Преимущество «Яндекс.Такси» в том, что компания изначально выстроила особенную бизнес-модель, говорит Михаил Виноградов, основатель компании «Таксислет». Она раньше других агрегаторов привлекла крупнейшие автопарки и внедрила в их работу собственное программное обеспечение, у нее более половины заказов на вызов такси в Москве, а на долю Uber и Gett в совокупности приходится около 20% рынка интернет-заказов такси.
Тем не менее, по словам Ставиской, «Яндекс.Такси» планирует увеличить количество бонусов для водителей. «Яндекс.Такси» ведет переговоры с несколькими компаниями о том, чтобы те предоставили скидки на бензин, мойку авто и обеды для водителей.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"исправленная версия