В Индии появилось множество туристических стартапов нового типа
В стране быстро растет ниша туруслуг для богатых дам, желающих повидать мир без сопровождения членов семьиРупа Дасгупта работает ученым в одной из государственных лабораторий. Порой ей доводилось бывать за границей, но в основном она путешествовала по Индии со своей престарелой матерью. Все изменилось, когда Дасгупте, ни разу не побывавшей замужем, исполнилось 50. Она захотела повидать мир. А мать предпочла остаться дома.
Дасгупта после круиза по Средиземному морю посетила в исключительно женской компании Турцию, Японию, ЮАР и Россию. Открытием для нее стали не только новые страны, но и то, как изменяется психология современной индийской женщины любого возраста: «Это очень вдохновляет – женщины стали воплощать свои мечты».
Набрав в поисковике «туры только для женщин», Дасгупта обнаружила агентство Women on Wanderlust из Нью-Дели, которое подбирало тургруппы по половому признаку, и отправилась в круиз по Средиземному морю. «Я всегда любила путешествовать, – объясняет Дасгупта, которой исполнилось уже 56 лет. – Но вряд ли смогу чувствовать себя комфортно в обычных группах, где все со своей семьей».
Название Women on Wanderlust удобно сокращается в WoW, т. е. «Вау!» Агентство основала в 2005 г. бывший автор путевых очерков Сумитра Сенапати. Ее фирма лишь одна из сонма туристических компаний, основанных женщинами для обслуживания быстро растущей рыночной ниши – разбогатевших индийских дам, которые не прочь повидать другие страны, желательно в компании людей своего пола. Сенапати рассказывает, что вдохновилась идеей, встретив в Новой Зеландии группу британских туристок: «Я поняла, что услуга будет пользоваться спросом. Путешествия так захватывающи, но индийские женщины не имеют права куда-то ездить в одиночку». В первый год работы WoW провела четыре тура. Сейчас организует около сотни в год, от Амазонки до Арктики. Следом открылись конкуренты, например Girls on the Go, The Wander Girls и Wonderful World. Некоторые, вроде Soul Purpose Travel, специализируются на приключенческом туризме в Индии. Другие, вроде Diva Odysseys, сделали ставку на индивидуальные туры по всему миру.
Любят поездить
9,6 млн граждан Индии в 2014 г. побывали за рубежом, по данным исследовательской компании Euromonitor. В Индии стремительно развивается рынок выездного туризма: 10 лет назад число индийцев, повидавших мир, было почти втрое меньше – 3,5 млн. 13,5 млн человек будут ежегодно пересекать границу Индии к 2020 г., подсчитала компания Euromonitor.
Их популярность объясняется консерватизмом индийского общества, ориентированного на семейные ценности. Здесь не поощряется, когда женщины и мужчины свободно перемешиваются в группах, а поведение женщин строго зарегулировано. «Женщины многие годы находятся под гнетом, – рассуждает Пийа Боз, юрист, в 2008 г. основавшая Girls on the Go, она отправляет уже около 40 групп в год. – Но сейчас многие из них работают, обрели финансовую независимость, и семьи смирились с мыслью, что женщина может путешествовать без родственников. Так что они воплощают в жизнь свои мечты о дальних дорогах».
Индия, похоже, заражается вирусом путешествий. Многие индийцы выезжают за море целыми кланами из нескольких поколений, их маршруты можно назвать «галопом по Европам»: задача – посетить в отведенное время максимум достопримечательностей, при этом они питаются привычной индийской кухней. Но многие женщины хотели бы более индивидуальную программу и атмосферу, более способствующую заведению дружеских отношений с участниками группы.
Сорокавосьмилетняя Анупама Мейн из Мумбаи как-то купила общедоступный тур в Европу и с тех пор зареклась ездить. Ее отпугнул бешеный ритм поездки и бесконечные расспросы, как же она не сподобилась в таком возрасте выйти замуж: «Моя биография интересовала всех больше, чем дворцы». Пять лет назад она обнаружила WoW и с тех пор уже пять раз путешествовала с этой турфирмой: «Великолепно, когда в интересной стране оказываешься с людьми сходного с тобой мировоззрения».
FT, 24.09.2015, Антон Осипов