Российская молодежь рвется продолжать семейный бизнес
Но причина не в преданности семейным традициям, а в узости рынка труда и слабости экономики, говорят экспертыВ России молодые люди из семей предпринимателей гораздо чаще, чем в других странах, готовы взять на себя управление семейным бизнесом сразу после окончания вуза (7,6% против 3,5% по всему миру). К такому выводу пришли аналитики из компании ЕY в ходе международного исследования, которое компания провела в 2015 г. совместно с Центром семейного бизнеса при университете Санкт-Галлена. Исследователи опросили 34 000 представителей молодого поколения – выходцев из семей, владеющих предприятиями по всему миру.
В России было опрошено 4586 студентов из 35 вузов. Как выяснилось, 26,8% из них имели возможность участвовать в семейном бизнесе, а средний возраст респондентов составил 23,1 года. По мнению Антона Ионова, партнера EY в России, молодые россияне из предпринимательских семей чаще готовы идти по стопам родителей и взять на себя управление семейной компанией, так как в России меньше сфер для приложения сил молодого поколения, чем в странах с более развитой экономикой.
Молодые и слабые
68% владельцев российских семейных компаний, по данным EY, относятся к первому поколению, владеющему этим бизнесом, 27% – ко второму поколению, 5% – к третьему
1,4 количество отраслей, в которых работает каждая частная российская компания. По миру – 5 отраслей на одну компанию
2,8 количество стран, в которых в среднем ведет свой бизнес каждая российская компания. Средний показатель по миру – 15 стран на компанию
20% средний уровень рентабельности российских семейных компаний. В Австралии, Южной Корее и Испании – всего 5%
Анастасия Стасева, директор по развитию бизнеса хедхантинговой компании «Агентство Контакт» (Intersearch Group Russia), видит еще одну проблему: при самостоятельном трудоустройстве в студенческие годы или сразу после вуза молодежь не может рассчитывать на интересную и хорошо оплачиваемую работу. «Молодому человеку выгоднее пойти на работу в компанию родителей, где о его развитии будут заботиться и сразу дадут ему интересные задания. Без опыта работы самостоятельно он сможет устроиться разве что официантом в McDonald’s или продавцом-консультантом», – говорит она.
Сергей Лебедев, соучредитель компании «Клинские снеки», давно решил для себя, что его сын Ян будет работать на семейную компанию. Ведь работа на себя дает 100%-ную заинтересованность: человек понимает, что если он сам не заработает денег для себя, то никто ему их не заработает. Сейчас Ян выпускает орехово-фруктовые батончики в одном из цехов семейной фабрики во Владимирской области.
Сейчас экономическая ситуация и психологическая атмосфера в обществе меняются так быстро, что основатели компаний зачастую не хотят, чтобы их дети занимались бизнесом. Они отправляют отпрысков учиться за рубеж, а потом устраивают их на теплые места в госаппарат или в крупные компании, делится своими наблюдениями Игорь Сагенбаев, председатель правления ассоциации семейного бизнеса России.
Дети представителей элиты российского бизнеса действительно редко стремятся продолжать дело отцов. Если у них нет управленческого таланта или духа предпринимательства, то, не будучи стесненными в средствах, они выбирают себе любую другую профессию, нередко творческую, подтверждает Андрей Колесников, директор аналитического центра университетских инноваций МГУ.
Однако 25-летний опыт Колесникова по изучению малого бизнеса в России показывает, что в небольших компаниях дети в гораздо большей степени ощущают свой долг перед семьей. «В малом бизнесе молодые люди часто видят, что больше некому взять в свои руки бразды правления. Если они не возглавят предприятие, то его придется продать», – объясняет эксперт. В западных странах, продолжает он, создано больше условий для развития малого бизнеса: там легче привлечь инвестиции в акционерный капитал или разместить акции компании на бирже. Поэтому дети предпринимателей чаще отходят от дел, живут на ренту от бизнеса и выбирают себе другую профессию. В России же малый бизнес требует ежедневного ручного управления, иначе фирме не выжить. Молодой человек, включившийся в управление семейной компанией, больше ничем не может заниматься, говорит Колесников.