Корпоративные долгожители выигрывают у «летунов»
Если сотрудник проработал долгие годы в одной компании, это не означает, что он сделал плохую карьеруАмбициозные старожилы – это люди, которые целеустремленно пробиваются наверх, при этом наслаждаясь всеми привилегиями тех, кто более 10 лет трудится в одной компании. 46-летний Саймон Рассел работает в розничной компании John Lewis 26 лет. «Звучит уныло, – иронизирует он. – Но я меняю работу [внутри компании] так часто, что срок не кажется долгим». Стратегические назначения внутри одной компании оказываются так же эффективны для карьеры, как и скачки летуна из одной фирмы в другую. Задачи для этих двух стратегий очень похожи. Только одни ищут возможности для роста внутри одной компании, другие – за ее пределами.
«Важно выйти за пределы основного рода занятий», – делится секретами Рассел. Сам он шагнул даже за рамки индустрии – недавно стал членом совета попечителей одного из благотворительных фондов: «Это отвлекает от рутины и дает новые знания». Вы становитесь конкурентоспособнее, говорит Рассел. Рассел не задерживался в одной роли более пяти лет. Сейчас он директор по развитию. Он смог обратить себе на пользу диверсифицированность и масштабы бизнеса, а берясь за разные темы, избежал унылой карьеры. Например, в прошлом году он занимался основанным John Lewis бизнес-инкубатором JLab. А неформальные связи с подразделениями за рубежом он использовал, чтобы быть в курсе международной экспансии сети.
Воспитали в коллективе
Среди тех, кто добрался до поста гендиректора с самых низов, работая в одной компании, – Мэри Барра из General Motors, Дуг Макмиллон из Walmart, Вирджиния Рометти из IBM, Урсула Бернс из Xerox, Дуглас Оберхельман из Caterpillar, Рекс Тиллерсон из ExxonMobil, Майкл Корбат из Citigroup, Брайан Крзанич из Intel.
Работая на одном месте долгое время, Рассел отлично разбирается в бизнесе компании. Он смог создать для себя карьерный план с учетом особенностей бизнеса, что трудно сделать на незнакомом месте.
И подобных примеров немало. 37-летняя Клер Фергюсон 13 лет работает в агентстве по медиапланированию MediaCom. Она создала себе репутацию эффективного менеджера и смогла установить добрые отношения с начальством. Это дало возможность строить карьеру, которая бы и была привлекательной, и отвечала ее рабочим и жизненным нуждам. Ее секрет – активно просить то, что нужно ей для собственных целей: дополнительную ответственность, смену роли в компании или работу с различными клиентами и командами: «Я не чувствую, что задыхаюсь или топчусь на месте».
Самое трудное, работая в одной и той же компании, расширять круг общения и не отставать от развития отрасли. Фергюсон тратит немало времени и сил на посещение конференций, мероприятий по созданию и укреплению деловых связей и выступает на встречах, чтобы поддерживать свою ценность как специалиста. Помогает ей и еще одно ноу-хау: она ищет наставников вне компании.
Один из минусов долгожителей – зарплата в начале карьеры растет медленнее, чем у летунов. Но сейчас, утверждает Фергюсон, она потери вернула с лихвой: «Время от времени меня спрашивают, почему я так долго тут сижу. Но я не особо волнуюсь о карьере – ведь я счастлива».
И Фергюсон, и Рассел в один голос твердят, что если ты активен, то путь корпоративного долгожителя приносит множество выгод. Главные условия карьерного преуспевания у долгожителей такие же, как у всех остальных сотрудников: энергичность, готовность к решительным действиям и талант.
FT, 20.09.2015, Антон Осипов