Бизнес-школы теперь учат укреплять связи в бизнесе
Слушатели курсов готовы за это платить немалые деньгиЛюбому студенту MBA известно: «Ты стоишь ровно столько, сколько стоят твои связи» (Your network is your net worth). Действительно, хорошие карьерные позиции нередко достаются именно тем, у кого в компании есть знакомые. Бывает, что о вакансии еще не дали объявление, но сотрудник отдела персонала уже спросил своих знакомых профессионалов, нет ли на примете подходящего кандидата. То есть узкий неформальный круг узнает о свободном месте раньше, чем запускается формальная процедура поиска кандидата.
Рекомендации и неблагодарные студенты
Такой поиск себя оправдывает – часто неформальный кандидат оказывается лучшим. Это происходит потому, что тот, кто его рекомендует, не хочет вредить собственной репутации и советует только действительно подходящего кандидата, говорит директор центра управления карьерой Melbourne Business School Джон Герски. По его словам, человек, дающий рекомендацию, обычно знаком с корпоративной культурой компании и поэтому понимает, впишется ли в нее претендент. А компания экономит: ей не надо платить за публикацию информации о вакансии, а представителю отдела кадров и менеджменту – встречаться с большим числом претендентов.
Правда, у этой системы есть и издержки. Студенты, в том числе бывшие, постоянно просят познакомить их с сотрудниками компаний, в которых им хотелось бы работать, рассказывает профессор UNSEAD Нил Бирден. Это нормальная ситуация, полагает он, но странно то, что больше половины обращающихся за помощью не считают нужным сказать за нее спасибо. Ситуация достаточно типичная, продолжает Бирден. Обычно события развиваются так. Например, банкир получает электронное сообщение от студента MBA, умоляющего встретиться за чашкой кофе. Они встречаются, и студент получает то, что хочет. А банкир оплачивает счет – и больше ничего о студенте не слышит. Такие же истории можно услышать от предпринимателей, консультантов и других профессионалов: многим надоедают неблагодарные MBA-студенты, и они перестают откликаться на просьбы о помощи.
Кросс-культурные особенности
Чтобы сеть контактов работала эффективно, усилия приходится прилагать обеим сторонам – и студентам, и бизнес-школам. Некоторые школы включают в программы MBA факультатив для иностранных студентов, на котором им рассказывают, как создавать сеть контактов «в американском стиле».
Когда дело доходит до получения работы, иностранцам мешают культурные различия, поэтому, к примеру, W.P. Carey School of Business Университета Аризоны и UC Davis Graduate School of Management помогают иностранцам овладеть навыками, которых от них ждут работодатели США, – от правильного обращения в электронном сообщении до светской беседы на неформальных встречах.
Иностранные студенты считают американцев «чудовищными экстравертами», говорит Дэн Бодри, написавшей книгу, как иностранцам искать работу в США: они считают невежливым звонить незнакомому человеку с просьбой дать совет. Даже некоторые европейцы считают такие просьбы бестактными, хотя в США это едва ли не главный способ поиска работы. «В некоторых странах на обращение к сети контактов смотрят, как будто ты умоляешь кого-то дать работу», – говорит замдиректора по развитию карьеры UC Davis Graduate School of Management Элизабет Мун.
Ключи к ключевым фигурам
Чтобы дать возможность студентам лучше узнать друг друга еще до начала занятий, некоторые школы приглашают их на летние курсы. Школа Kenan-Flagler при Университете Северной Каролины предлагает программу MBA по математике и статистике – обычно она интересна менеджерам из нефинансовой сферы. Но на эти курсы записываются даже студенты-финансисты – отчасти для того, чтобы лучше подготовиться к занятиям, отчасти – чтобы успеть познакомиться с другими студентами.
Смена формата
Чикагская Booth School of Business просит потенциальных студентов подготовить презентацию о себе в PowerPoint – в дополнение к резюме, сертификату GMAT, рекомендациям и эссе. Когда люди готовят презентацию, они мыслят совсем иначе, чем когда пишут эссе, в котором можно следовать шаблону, говорит замдекана Booth Курт Альм: «Люди приходят все более подготовленными благодаря интернету и помощи консультантов».
Wharton три года назад заменила традиционное собеседование на дискуссии между группами будущих студентов. Смысл в том, чтобы воссоздать атмосферу занятий в школе и увидеть, кто из претендентов чувствует себя лучше в таком окружении. «Мы поняли, что от интервью в формате один на один смысла не много, – говорит замдекана Wharton Мэриллен Лэм, – дискуссии дают нам возможность увидеть, как люди работают в группах». Такие дискуссии создают ощущение реального мира со всей его неразберихой, соглашается бывший директор по приему в Wharton Джудит Силверман Ходара: «Вы не можете выбирать членов команды, и, возможно, придется работать в стрессовой обстановке».
«Это очень помогает – познакомиться с ключевыми людьми, прежде чем начнутся занятия и поиск работы», – говорит директор программ MBA Kenan-Flagler Майкл Степанек. По его словам, из 275 студентов MBA этого года 180 записались на трехнедельную летнюю программу. Они же попросили Kenan-Flagler включить в программу и нефинансовые дисциплины, добавить семинары, связанные с карьерой, составлением резюме и навыками собеседования.
«Можно быть лучшим финансовым экспертом в мире, но все равно надо ехать на летние курсы, чтобы начать знакомиться с людьми», – говорит студент первого года Kenan-Flagler Фрэнк Берндт, проработавший семь лет в коммерческом банке BB & T Corp. Он не пожалел денег на летние курсы (они стоят $3000–5000), чтобы поближе сойтись с однокурсниками и вспомнить, что значит снова сесть за парту. Первыми совместными мероприятиями был матч по бейсболу с однокурсниками и вечеринка, организованная профессором бухучета для своего класса, на которую Берндт заявился вместе со своим лабрадором Ризом.
В Wharton School Университета Пенсильвании количество студентов на летних курсах увеличилось на 30% по сравнению с прошлым годом, а из 850 студентов, поступивших на программы MBA, 300 записались на курсы повторения материала, позволяющие сдать основные экзамены досрочно.
Студент второго года Кристофер Пурди приехал летом 2014 г. в кампус по совету выпускников Wharton, чтобы познакомиться поближе с новыми однокурсниками. Он начал с посещения ланчей и ужинов, на которые можно записаться на сайте Wharton. На одном из ланчей он оказался за столом рядом с однокурсником, с которым ему довелось ранее встречаться в Сиднее, где оба работали в секторе прямых инвестиций. «Это такое ошеломляющее ощущение – видеть человека из противоположной точки мира, с которым у тебя есть общий опыт и с которым сразу есть о чем поговорить», – рассказывает Пурди.
Вписаться в коллектив
Harvard Business School не приглашает студентов приехать в кампус пораньше, вместо этого предлагает онлайн-курсы HBX CORe, доступные всем студентам MBA. Новичкам эти программы обойдутся в $1500, и на них уже записалось почти 5000 человек. Курсы HBX CORe включают в себя элементы социализации, позволяющие студентам общаться, рассказала исполнительный директор программ MBA Яна Помпадур. По ее словам, некоторые студенты в Нью-Йорке, Лондоне и других городах уже договорились о встречах.
Школы тоже стали внимательнее смотреть не только на интеллектуальный уровень потенциальных студентов, но и на то, как они впишутся в коллектив. Для этого они изменяют процедуру приема студентов. Традиционно претендентам предлагалось написать несколько эссе на 3500 знаков и рассказать, почему они хотят снова учиться, почему выбрали именно эту школу и что собираются делать после MBA. Теперь же приемные комиссии просят потенциальных студентов подготовить презентацию в PowerPoint, написать короткое сочинение о себе (знаков на 800 и в формате Twitter) или принять участие в дискуссии с другими претендентами.
«Сейчас в моде короткий формат», – говорит Мэтт Саймондс, директор компании Fortuna Admissions, помогающей в подготовке к MBA. Одна из причин – рост количества заявлений. Особенно трудно приходится самым популярным школам – наплыв студентов все больше, а бюджеты приемных комиссий не меняются. «Читать тысячи эссе, в которых люди изливают душу, – это то же, что прочесть роман Толстого», – иронизирует он.
Использована информация WSJ, FT