Российская магистерская программа впервые вошла в топ-50 FT
Лидирующие позиции в глобальном рэнкинге MiM сохраняют швейцарцы и французыВысшая школа менеджмента (ВШМ) СПбГУ впервые вошла в топ-50 глобального рэнкинга магистерских программ в области менеджмента (Master in Management, MiM) для студентов без опыта работы по версии Financial Times (FT). Питерская программа (как и прежде, единственная из российских) в этом году заняла 46-е место, за год поднявшись с 56-го места (в 2013-м была на 65-м).
Программа ВШМ СПбГУ показала 26-й результат по соотношению стоимости обучения и роста доходов выпускника после окончания. По карьерному росту выпускников она занимает 33-е место, по успешности трудоустройства – 58-е. В среднем через три года после окончания школы выпускники программы менеджмента ВШМ зарабатывают $50 090 в год, подсчитали исследователи. ВШМ оказалась на 5-м месте глобального рэнкинга FT по количеству иностранцев среди преподавателей и заняла 11-е место по числу иностранных студентов. Продолжительность программы – 22 месяца, стоимость – 770 000 руб. В 2014–2015 гг. на нее было принято 90 студентов.
От классической MBA программы MiM отличаются прежде всего тем, что для поступления на них опыт работы не нужен. Они дешевле, чем MBA (см. таблицу), и длятся от одного года до трех. Европейские студенты их оценили давно – программы MiM дают редкий шанс получить хорошую должность, а бывает, что и войти в совет директоров, не имея опыта работы. В последние годы ими стали интересоваться и бизнес-школы США – для них это спасательный круг, поскольку спрос на традиционную MBA продолжает падать. А для бизнес-школ из России, Индии и Китая программы MiM – это возможность укрепить международную репутацию.
Как считали рэнкинг FT
Рэнкинг составляется на основании данных, полученных от школ и выпускников. Полученным данным присвоен различный вес.
Основных критериев – шесть, они в сумме составляют 60% общего веса.
20% средневзвешенная зарплата выпускников, т. е. средняя зарплата через три года после выпуска, скорректированная с учетом разницы в отраслях;
10% карьерный рост: статус через три года после выпуска с учетом уровня должности и величины компании;
10% международный опыт: насколько увеличился список стран, где работали выпускники программы сразу после окончания программы и сейчас;
10% международные курсы и практики, показатель, высчитываемый по четырем критериям, которые характеризуют интернационализацию в процессе обучения;
5% окупаемость расходов: место школы по росту зарплат выпускников, высчитывается как зарплата через три года после выпуска минус расходы на обучение;
5% достижение целей: в какой степени выпускники достигли целей обучения.
В 2015 г. в рэнкинг MiM FT вошли 80 магистерских программ для студентов без опыта работы (в 2014 г. их было 70). Для составления рэнкингов проводилось два опроса – нынешних студентов и выпуска 2012 г. (подробнее о методологии см. врез).
Швейцария выше всех
Швейцарской бизнес-школе St. Gallen, расположенной в живописном местечке между Альпами и Боденским озером, удалось создать программу MiM, которая одинаково пришлась по нраву и студентам, и работодателям: пятый год подряд она становится лидером рэнкингов FT.
Через три года после окончания программы зарплата выпускников St. Gallen в среднем составляет $90 000. Это третий результат для европейских школ, впереди только немецкие WHU Beisheim и HHL Leipzig. Программа St. Gallen занимает первое место по международному опыту и достижению целей выпускников, третье – по успешности трудоустройства по ее окончании и четвертое – по соотношению цены и качества преподавания. Кстати, у швейцарской школы всего 10 магистерских программ с обучением на английском языке, которые не требуют опыта работы.
Лучшим с точки зрения карьерного роста выпускников FT в этом году назвала Индийский институт менеджмента (IIM) в Калькутте. Второе и третье места занимают его дочерние IIM в Бангалоре и Ахмедабаде. В категории карьерного развития учитывалась должность выпускника и размер компании, в которой он работает. Секрет в том, что выпускники IIM Calcutta работают в трех секторах, где доминируют глобальные компании: IT/производство программного обеспечения/телеком, банки/финансы и консалтинг. Поэтому две трети выпускников устраиваются на работу в компании, имеющие 5000 сотрудников и более, в то время как средний показатель для всех школ из рэнкинга FT составляет менее 50%.
Лучший результат по трудоустройству выпускников традиционно у немецкой WHU Beisheim. Эта школа – одна из немногих, чьи выпускники не могут пожаловаться на недостаточное внимание отдела по развитию карьеры. По эффективности в помощи по трудоустройству WHU Beisheim занимает первое место шестой год подряд. Все студенты магистерских программ проходят обязательную стажировку, три четверти студентов выпуска 2012 г. получили предложение о работе по итогам стажировки, половина из них его приняла.
В целом в рэнкингах программ MiM традиционно доминируют французские и британские школы. По сравнению с прошлым годом число британских MiM в рэнкинге FT увеличилось на две – до 13, а французских – на три: до 21. У британских школ результаты хуже, чем у французских, – девять из 13 британских программ занимают места ниже 48-го. Улучшить результат смогли только London Business School (4-е место) и Warwick Business School (23-е).
Главная причина отставания британских школ – недостаточное количество международных курсов и практик, считают исследователи. Если во французских школах 87% студентов отправляются по обмену в бизнес-школы других стран, то в британских школах этого не делает практически никто. «Мне очень понравились международные курсы моей школы, – говорит один из респондентов. – Я участвовал в двух программах по обмену, в США и Гонконге, и провел семестр на стажировке в Германии. Моя школа определенно помогла мне сделать международную карьеру».
Иностранцы в Высшей школе менеджмента СПбГУ
Константин Кротов, первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета
«Для студентов-менеджеров СПбГУ учебные курсы сейчас ведут пять штатных иностранных преподавателей: три специализируются в области маркетинга, один – в области инноваций и еще один – в логистике. Казалось бы, это не так много. Но общее число педагогов, обеспечивающих реализацию образовательных программ по нашему направлению, – 66. Еще чуть более 20 – это приглашенные иностранные специалисты, приезжающие прочитать один курс. Именно поэтому пять, на мой взгляд, – заметное количество. Тем более что еще несколько лет назад обучение в СПбГУ в области менеджмента вели один-два иностранных педагога. С тех пор мы активно проводим поиск новых кадров за рубежом, создаем условия для работы, организуем многоступенчатый отбор. Ключевая задача преподавателей, зафиксированная, к слову, в их контрактах, – вести исследовательскую работу и публиковать статьи в лучших научных журналах. Мы стремимся, чтобы все педагоги были интегрированы в наши исследовательские центры, активно взаимодействовали с другими сотрудниками и аспирантами СПбГУ. Результаты уже заметны. Они проявляются в совместных исследованиях и публикациях, в выигранных грантах и развитии научных центров университета. Преподавание – вторая по значимости задача. Все иностранные педагоги работают на одной или нескольких программах. Как правило, в магистратуре каждый преподаватель имеет одну-две дисциплины, а также ведет ту или иную дисциплину у студентов-старшекурсников программ бакалавриата или в аспирантуре. Кроме этого все преподаватели являются научными руководителями магистерских диссертаций и бизнес-проектов наших обучающихся.
В этом году в магистратуру по направлению «менеджмент» поступило 28 иностранцев из разных государств. На программах бакалавриата и магистратуры по направлению «менеджмент» в 2014 г. доля иностранных граждан составляла 6% от общего числа обучающихся, а в 2015 г. она выросла до 7,5%.
Немалую заслугу в повышении популярности СПбГУ играет вхождение нашего вуза в мировые авторитетные рейтинги университетов. А для направления «менеджмент» это прежде всего рейтинг газеты Financial Times, в котором СПбГУ уже два года является единственной образовательной организацией из России. Немаловажную роль в привлечении иностранных обучающихся играют и программы двойных дипломов, организованные совместно с ведущими европейскими вузами. На данный момент по направлению «менеджмент» реализуются четыре такие программы.
Мы регулярно анализируем, почему студенты выбирают именно нас. Один из самых популярных ответов: «Мы не хотим быть похожими на других, кто учится в западных школах и ориентирован на традиционные рынки. Среди выпускников этих вузов колоссальная конкуренция. Развивающиеся рынки, в частности российский, обладают огромным потенциалом. Поэтому, поступая в СПбГУ, мы ожидаем получить гарантированно высокое качество образования и в дополнение – знания о развивающихся рынках. Это станет уникальным конкурентным преимуществом для успешной карьеры».
В Европе тесно
Рост международной популярности программ MiM – хорошая новость для французских бизнес-школ, отмечают авторы рэнкинга. Хотя программы Grande Ecole занимают высокие места в рэнкингах FT с 2005 г., им необходимо развиваться дальше и идти в другие страны, поскольку потенциал роста в Европе исчерпан.
Французская Skema Business School уже работает в США и Китае и планирует в этом году открыть одну из программ в Бразилии. «Нам нужно расти в международном масштабе, во Франции плата за обучение заморожена», – говорит декан Skema Элис Гилхон. Skema хочет увеличить число студентов с нынешних 7000 до 8000–9000. Французская Kedge Business School вместе с пекинским Renmin University разрабатывают трехлетнюю программу. «Бизнес-образование для XXI в. нужно придумывать заново, – говорит декан Kedge Томас Фрелихер, – потому что французская Grande Ecole – это продукт XX в.».
FT, 14.09.2015