Мойщик машин зарабатывает миллионы фунтов
Просто надо уметь выбирать машины, которые чистишь и полируешьОдин из самых ценных клиентов Гурхарна Саготы держит свою машину в гараже, поделенном на отдельные боксы. Один, с красными стенами и черным полом, только для автомобилей Ferrari, в другом стены и пол белые, а стоят исключительно Lamborghini. Светло-серый бокс предназначен для Porsche. Всего в коллекции 138 машин. Самый дорогой, Ferrari 250 GTO, оценивается где-то в 25 млн фунтов.
Другой клиент, с состоянием в 7 млрд фунтов, паркует машину в холле виллы. Так что первое, что он видит при входе в дом или из спальни, сквозь винтовую лестницу, – собственное авто.
34-летний Сагота – VIP-мойщик автомобилей, за чистку и полировку самых дорогих машин мира он берет до 10 000 фунтов. Конечно, речь не о мойке шампунем и окатывании из ведра, а, например, о подновлении аэрографики. Сам Сагота хвастается, что изобрел специальный воск и покрытие, которые делают машину краше, чем в шоуруме. Ему посылают на обработку машины со всей Европы, Ближнего Востока и из Азии.
Сагота трудится в гараже в Найтсбридже, фешенебельном районе лондонского Вест-Энда. Здесь жилье продается по 8 млн фунтов. Там же находится ресторан Petrus, известный не только мишленовскими звездами, но и тем, что когда-то инвестбанкиры поужинали здесь за 44 000 фунтов. Через компанию Саготы Elite Detailing and Protection за год проходят автомобили общей стоимостью 1 млрд фунтов. У него есть уже гараж в Гонконге и скоро появится еще и в Дубае.
Ужин стоит карьеры
В 2001 г. шесть сотрудников Barclays Capital, празднуя заключение выгодной сделки, выложили за ужин в Petrus 44 000 фунтов. В основном эта сумма была потрачена на вино. Самая дорогая бутылка, Chateau Petrus Pomerol 1947 г., обошлась им в 12 300 фунтов. Для пятерых гуляк это стало окончанием карьеры в банке, ведь банкет был за счет компании. Шестого не уволили, решив, что он недавно был принят на работу и еще не успел разобраться, что к чему.
Ребенком Сагота таскал свои машинки с собой повсюду – в школу, ванную, кровать. Его любимым занятием было мыть отцовский автомобиль: «Я просто проводил с ним время вдвоем, только я и машина и никого больше». Сейчас его лучший способ развеяться – в одиночестве поехать кататься на своем Mercedes AMG. Сагота родился в английском городе Дерби в семье мигрантов из индийского Пенджаба. Отец владел бизнесом такси-малолитражек, мать была домохозяйкой. Когда Саготе нужна была мотивация для подготовки к экзаменам по бухгалтерскому делу в Университет Бирмингема, он отправлялся в шоурум полюбоваться на Porsche, Ferrari и Aston Martin. Если хорошо учиться, надеялся он, можно будет устроиться на достойную работу и купить дорогую тачку. В конце концов он, к разочарованию матери, бросил бухгалтерию и занялся исключительно машинами: «Я сейчас зарабатываю больше, чем если бы построил удачную бухгалтерскую карьеру. Я сам себе начальник, делаю, что хочу, и работа – одно сплошное приключение».
В 2006 г. он купил за 1500 фунтов набор чистящих средств и отправился путешествовать по стране, бесплатно моя автомобили, чтобы создать портфолио потенциальных клиентов и заработать репутацию. Финансовый кризис его благополучно миновал: все равно он ничего не зарабатывал. Чтобы экспериментировать, он договаривался с дилерами, что те позволят ему опробовать новые методы чистки машин бесплатно. И мог целый день просидеть, полируя одну-единственную дверь. А следующий день – потратить на противоположную дверь, вызывая шутки и смех у персонала.
Сейчас у Саготы в Лондоне трудится три штатных и один внештатный сотрудник. У него нет отбоя от резюме: «Мы работаем с такими потрясающими машинами, что многие хотели бы поближе взглянуть на них. Но только поглазеть – на самом деле они не хотят работать здесь. Не знают, как правильно обращаться с машинами. Я не хочу, чтобы кто-то повредил автомобиль». Так что когда освобождается вакансия, Сагота подвергает кандидатов допросу с пристрастием. Начинается все вполне невинно: какая у вас любимая машина, почему вам нравятся машины? Затем следуют настоящие вопросы: описать разницу между бамперами различных моделей, определить оттенок по палитре для подбора цвета Pantone, вспомнить количество лошадей под капотом и т. д. Выживают только фанаты автопрома: «Если ты не сходишь с ума по автомобилям, ты не сможешь хорошо выполнять свою работу. То, что мы здесь делаем, вообще нельзя считать работой. Нужно обращаться с машиной так, как будто она твоя собственная».
Преимущество при отборе имеют автомеханики с опытом работы в покраске: «Они понимают, как крепятся различные детали, как их красить, как сделать финишную обработку, чтобы машина прямо светилась». Но в любом случае процесс обучения займет четыре месяца. Для чистки он применяет прибор, который используют в больницах для обработки паром против золотистого стафилококка. Деионизирующий гель убирает темные точки ржавчины, пристающей к корпусу. Они настолько мелки, что неопытный взгляд их просто не заметит: «Вы обнаружите, что машина стала выглядеть иначе. Но не сможете понять почему». Работу Саготы нельзя назвать тихой и спокойной. Бывает, что вся команда не спит сутками, чтобы выполнить работу в срок. Бизнес требует много ручного труда, так что прибыль не очень большая, вздыхает Сагота. Через его руки проходит множество редких и дорогих автомобилей. Но он уверяет, что не завидует их владельцам: «Мне вполне достаточно работать с машинами. Они – произведения искусства».
FT, 3.09.2015, Антон Осипов