У проекта Марка Цукерберга обнаружилась успешная альтернатива

Американский стартап Jana хочет отхватить кусок от пирога рекламных доходов в развивающихся странах
Стартапы оказались успешнее – они вовлекли в затею с бесплатным интернетом в 15 раз больше сотовых операторов, чем Facebook и его именитые единомышленники
Стартапы оказались успешнее – они вовлекли в затею с бесплатным интернетом в 15 раз больше сотовых операторов, чем Facebook и его именитые единомышленники / М. Стулов / Ведомости

В 2013 г. Марк Цукерберг запустил проект Internet.org, цель которого – дать бесплатный доступ в интернет жителям стран третьего мира. Facebook поддержали многие компании – от Samsung до Opera Software. Если мы хотим помочь жителям третьего мира, говорил Цукерберг, то один из способов – обеспечить им выход в сеть.

Но стартапы оказались успешнее – они вовлекли в затею с бесплатным интернетом в 15 раз больше сотовых операторов, чем Facebook и его именитые единомышленники. Приложение mCent, изданное американским стартапом Jana, сотрудничает с 311 операторами, тогда как Internet.org договорился всего с 20. За первый год существования у приложения, нацеленного как раз на жителей развивающихся стран, появилось 30 млн пользователей. На каждом 10-м смартфоне в Индии, работающем на Android, установлен mCent. Теперь его создатели нацелились покорить Китай, Бразилию и Индонезию. Стартап, в котором работает 60 человек, привлекает пользователей простой идеей. Они пользуются приложениями рекламодателей mCent, в том числе Twitter, Amazon и Tencent, участвуют в опросах, смотрят рекламные видеоролики. Все это они делают бесплатно – трафик за счет mCent. Более того, пользователям дается бесплатный трафик и для посещения других сайтов.

Сооснователь и гендиректор Jana Натан Игл говорит, что цены на трафик для владельцев смартфонов в развивающихся странах кусаются: они могут достигать 10% доходов. «Наше главное преимущество – бесплатная передача данных. На любом континенте люди стремятся потратить на связь как можно меньше денег», – говорит Игл.

Jana привлекла $40 млн от венчурного фонда Spark Capital и рекламного холдинга Publicis. Она выбрала иную стратегию, нежели Internet.org. Проект Цукерберга предусматривает строительство дронов и развитие лазерных технологий, чтобы буквально с неба раздавать третьим странам интернет. Использовать спутники как точки раздачи дорого, а строить вышки там небезопасно: то война начнется, то кто-нибудь украдет техническое оборудование или сдаст металл на вторсырье. Главные усилия Internet.org брошены на то, чтобы обеспечить интернетом людей, которым связь не по карману. «Не представляю, как Internet.org будет масштабировать проект, пока не найдет способа компенсировать издержки», – говорит Игл и добавляет, что Jana выплатила десятки миллионов долларов телекоммуникационным операторам. Теперь Jana хочет получить кусок от пирога рекламных доходов ТВ и наружки на развивающихся рынках, которые к 2019 г. должны вырасти до $300 млрд. «Наша миссия – дать бесплатный доступ в интернет 1 млрд людей и отъесть внушительный кусок от рекламных доходов в третьем мире», – говорит Игл.

FT, 24.08.2015, Антон Осипов, Мария Подцероб