Англичанин Кит Гаррисон придумал, как дать новую жизнь старой краске

Своим бизнесом он решил поддержать экономику замкнутого цикла
Кит Гаррисон сделал бизнес на нежелании выбрасывать недоиспользованные краски
Кит Гаррисон сделал бизнес на нежелании выбрасывать недоиспользованные краски / newlifepaints.com

Как-то Кит Гаррисон, работник химической промышленности, сделал ремонт у себя в доме. У него осталось множество полупустых банок с краской. «Краска – вещь ценная. Выбрасывать ее – выбрасывать деньги. И тут меня осенило», – вспоминает Гаррисон. В 2009 г. он организовал стартап Newlife Paints, который изготавливал новые краски из остатков старых. Так его бизнес стал частью экономики замкнутого цикла, задача которой – как можно больше использовать вторсырья и как можно меньше – первичного.

Путь большому бизнесу

Ее поборники утверждают, что речь идет о чем-то большем, нежели переработка отходов. С развитием экономики замкнутого цикла изменятся принципы производства. Вещи уже на этапе разработки будут задумываться так, чтобы их легче было чинить, повторно использовать и перерабатывать в изначальный продукт (как из стеклотары делают бутылки) – вместо того чтобы получать отдельные составляющие (как из компьютерной техники добывают ценные металлы) или перерабатывать в менее качественные продукты (как из шин делают сырье для асфальта).

Среди пионеров экономики замкнутого цикла – гиганты вроде Philips и Renault. Но путь для них прокладывает мелкий бизнес. Джосс Блерио из Ellen MacArthur Foundation, инвестирующей в развитие этих технологий, говорит: «Стартапы вольны в своих исследованиях, этой свободы не хватает многим отделам НИОКР крупных корпораций».

Правда, у свободы есть обратная сторона: мелким компаниям не хватает ресурсов, силы бренда и проторенных путей для дистрибуции.

Как всегда, в гараже

Гаррисон решился основать дело, потому что уже собрался на пенсию, но идея настолько захватила его, что он хотел собственными глазами увидеть ее воплощение в жизнь. Он разработал всю технологию, от извлечения остатков краски из банок, привезенных со свалки, до смешивания разных цветов для получения нужного оттенка. Последнее легко сделать в магазине, когда вся краска одного производителя, но попробуйте сотворить это с тем, что достали из помойки!

Что такое Innovate UK

Под таким брендом работает британское правительственное агентство технологического планирования (Tachnology Strategy Board). Его цель – финансирование и другие формы поддержки британского инновационного бизнеса, а также установление связей между технологическими компаниями.

В лучших традициях стартапов бизнес начался с экспериментов в гараже. Потом появился небольшой заводик. Новая старая краска продавалась в онлайн-магазине и через ритейлеров. Но дальнейшее расширение бизнеса – дело весьма непростое, рассудил Гаррисон и в 2013 г. изменил бизнес-модель. Он сделал ставку на продажу своей технологии: «Так быстрее можно будет распространить [мою идею] по всему миру». В этом году производить краску Newlife Paints по лицензии Гаррисона начала французская Veolia, среди бизнесов которой – уборка и утилизация мусора.

Начать с топ-менеджеров

Сторонники экономики замкнутого цикла доказывают: да, цена на товары вырастет, но ненамного. Это с лихвой компенсируется увеличением срока службы продукции, снижением утилизационных расходов и повышением ликвидационной цены.

Но менеджеры по закупкам не склонны больше платить сегодня, чтобы сэкономить в отдаленном будущем. С этим уже столкнулась британская компания C-Tech Innovation. Вместе с Nonwovens Innovation and Research Institute она разработала технологию, продлевающую жизнь одежды. Монетизировать изобретение решено было на рынке униформы. Ежегодно тысячи тонн вполне годной рабочей одежды отправляются на свалку из-за того, например, что в одном месте возникла потертость. Технология Wear2 позволяет легко отделять от одежды отдельные части или даже разбирать ее на составляющие, не повреждая ткани, – молнии, подкладки, карманы, рукава и т. д. Достаточно подвергнуть ее действию микроволн, и нитки потеряют всякую прочность, из целых кусков можно шить новую одежду. Или перебрендировать, если логотип компании был нашит нитками Wear2.

Чтобы компании не давали от ворот поворот, директор C-Tech Роб Белл советует сначала говорить не с закупщиками, а с топ-менеджментом компании. Они больше думают о стратегии, к которой относится и экология. Те, кто непосредственно занимается закупками, обычно отвечают: «Ребята, мне очень нравится ваша идея. Но вы просите дороже, чем нынешний поставщик униформы, так что извините». Проиграв в цене, менеджеры рискуют не получить бонус. Именно поддержка управляющего директора Hunter Apparel Solutions позволила изобретателям Wear2 заключить контракт.

На кофе и грибах

Если же речь о продажах не компаниям, а потребителям, то здесь как корабль назовешь, так он и поплывет: успех приносят удачные формулировки. Поначалу Гаррисон назвал свою продукцию «Краски из Сассекса, полученные из вторсырья» (по-английски это звучит куда лучше – Sussex recycled paints). Потом он понял, что для потребителей это звучит синонимом «дешевой краски», хотя ценник на его товар был не из самых низких. Тогда он выдумал название «экокраска».

Также он запустил элитную линейку красок Reborn Paints, различные добавки в которой повышают ее потребительские свойства. Продвижение бренда частично оплатила компания Akzo Nobel, производитель красок Dulux, она сотрудничает с государственным агентством Innovate UK (см. врез), помогающим инновационным продуктам попасть на рынок.

Экономика замкнутого цикла не может существовать без налаженной системы сбора вторсырья. Решение применить Wear2 именно для униформы во многом объясняется тем, что эта одежда сдается обратно поставщику. Порой выходит так, что сдавать в переработку оказывается выгоднее, чем утилизировать. Например, получаемое после выхода солода из ячменя «пивное зерно» стало пользоваться спросом для производства комбикормов.

Лондонский стартап Bio-bean превратил кофейную гущу не только в средство для гадания, но и в источник энергии. Сырье им поставляют сети ресторанов и производители сублимированного кофе, а получившимся продуктом отапливают дома и даже офисы. Bio-bean опасается, что зарабатывать на отходах кофе начнут и сами поставщики сырья, так что инвестирует в разработку технологии более глубокой переработки. Например, исследует, можно ли получать из гущи смазочные материалы. А еще присматривается к другим отходам, которые легко собирать в городах. Компания намерена продавать лицензии и из переработчиков превратиться в технологическую компанию, надеется основатель Bio-bean Артур Кей.

Для нью-йоркского стартапа Eco­vative Design главный заработок сейчас – производство упаковки из грибниц, которые выращивают на отходах сельхозпроизводства вроде шелухи гречихи. Самый известный его продукт – Mushroom Packaging, применяемый для упаковки электроники. После использования его можно выкинуть – и он разложится.

Сейчас Ecovative Design пытается сделать из грибницы изоляционные материалы и замену ДСП для производства мебели. Задумывается компания и над выпуском наборов вроде «сделай сам», чтобы покупатели самостоятельно выращивали из грибниц то, что им нужно.

Гаррисон думает, как изменить лакокрасочную индустрию под переработку. Одна из идей, которые он предлагает производителям, – ввести дополнительную маркировку красок, чтобы их легче было сортировать для переработки: «Сейчас это весьма нелегкий процесс – краски, которые мы извлекаем из банок, были изготовлены лет пять и более назад, когда об экономике замкнутого цикла еще и слыхом не слыхивали».

FT, 26.08.2015, Антон Осипов