Стоит ли уходить с нелюбимой работы со скандалом

Эксперты советуют сдерживаться, чтобы не испортить карьеру
Эксперты советуют сдерживаться
Эксперты советуют сдерживаться / Fotolia

Немало людей представляют, как устроят из своего ухода эффектное шоу. Но лучше оставить драматические эффекты блокбастерам. Вот несколько примеров ярких, но явно неразумных уходов.

Директор ресторана в Нью-Джер­си перед уходом ругался в голос и бил посуду о стену кухни. Впечатление было испорчено, когда через несколько минут он попытался незаметно вернуться в кухню за забытыми ключами от машины.

Бухгалтер в Нью-Йорке надел костюм енота, явился на совещание и положил перед онемевшим боссом сотовый телефон с фразой «Я ухожу» на экране. Всеобщее замешательство разрешилось смехом.

Уволенный из компании Alexan­der Mann Solutions из Нью-Йорка сотрудник на прощание унес с собой деталь от посудомоечной машины, без которой та не работала, положил соли в сахарницу и оформил на имя начальницы корпоративную подписку на журналы.

Эти сотрудники исходили из того, что им не понадобятся рекомендации с предыдущего места работы. Но они забывают о двух вещах. Во-первых, человечество еще не изжило слухи, предупреждает Дэвид Льюис, президент консалтинговой фирмы Operations, и даже наоборот, соцсети, в том числе профессиональные вроде LinkedIn, способствуют их распространению.

Совет на последний день

- Если уж решили выпустить пар по поводу работы или начальника, сделайте это в кругу семьи или друзей.

- Помните, что мир тесен и вы можете снова пересечься в будущем с бывшим начальником или коллегами.

- Во время «выходного интервью» будьте сдержанны и дипломатичны, давайте больше позитива, чем негатива.

- Договоритесь встретиться за ланчем через месяц-другой с 4–5 коллегами.

- Помогите преемникам разобраться в ваших обяз­анностях.

- На вопрос о причинах ухода давайте расплывчатые ответы, не позволяйте вовлечь себя в подробное обсуждение.

- Поставьте перед собой бизнес-задачу: уйти с максимальной выгодой для репутации и отношений.

- Работайте на полную катушку до последнего дня.

Во-вторых, бывшие начальники и коллеги могут оказаться будущими коллегами, партнерами или клиентами. Джейсон Ротман из Оклахомы в какой-то момент стал работать по соседству с офисом, откуда два года назад с шумом ушел. Теперь он старается не встретиться случайно с бывшим начальством. А год назад Ротман запустил кампанию по рекламе в интернете и активно ищет клиентов. Его бывший работодатель мог бы стать отличным заказчиком. Но увы.

Увольняющимся сотрудникам коллеги часто задают вопрос: «Почему ты уходишь?» Льюис советует отделываться общими словами: работа в другой компании открывает новые перспективы, ближе к дому, больше времени оставляет на общение с семьей... Никакого недовольства работой, которую покидаешь, он высказывать не советует.

Два года назад риэлтор из Сан-Франциско Шантай Бриджес увольнялась с чиновничьей должности, которую терпеть не могла. О решении она сказала только начальнику и двум коллегам, которым полностью доверяла. За две недели она передала начальнику полномочия и унесла домой большую часть личных вещей. В последний день она разослала по корпоративной почте прощальное письмо.

Коллеги не всегда дружелюбны к «хромой утке», рассуждает гендиректор консалтинговой компании PeopleResults Петти Джонсон. Они могут не приглашать на совещания и просто избегать разговоров. Джонсон советует решившим уволиться стать более активными. Например, подойти к начальству и тем, кто когда-то вас учил, со словами благодарности. Договориться с 4–5 интересными вам коллегами встретиться за ланчем через месяц-другой.

Еще одна трудность – «выходное интервью», когда отдел по кадрам пытается в разговоре или в анкете узнать мнение о компании и причину ухода. Не стоит вываливать все накопившееся. «Если хочешь облегчить душу – иди в бар и ищи собеседника», – говорит консультант по кадрам Джиллиан Флорентин. Результаты интервью конфиденциальны. Но начальство порой узнает, кто был особо недоволен, а кадровики смотрят результаты «выходного интервью», если человек возвращается в компанию – а такое случается все чаще и чаще.

Венди Блисс советует говорить эзоповым языком, чтобы позитива было куда больше, чем негатива: «Вместо «мой начальник ужасен и все его ненавидят» можно сказать «мой начальник крайне увлечен работой и постоянно думает о выгоде компании, и порой из-за этого он слишком вмешивается в работу подчиненных». А потом привести один-два примера такой навязчивости.

Во многих компаниях увольняющемуся или уволенному сотруднику оплачивают дни, которые он должен доработать по закону, но просят немедленно покинуть офис. Часто такое практикуют при увольнении продажников, чтобы они не навредили отношениям компании с клиентами. В некоторых случаях к уволенному даже приставляют охранника, который должен проследить, чтобы человек сразу упаковал личные вещи и вышел из офиса. «Что бы вы ни чувствовали в такой ситуации – улыбайтесь», – советует Флорентин.

Если вы подозреваете, что вам могут устроить подобное конвоирование, заранее максимально освободите рабочий стол от личных вещей. То, что можно будет унести только в последний момент, держите в одной коробке. Тогда вам необязательно будет делать хорошую мину перед коллегами: просто попросите охранника принести вам со стола коробку и уходите.

WSJ, 18.08.2015, Антон Осипов