Американские фермеры рискуют остаться без урожая
Между ними развернулась борьба за трудовых мигрантовВ прошлом году около четверти урожая клубники и малины так и сгнило на полях и в садах Biringer Farm из-за того, что не удалось найти достаточно рабочих рук на уборку. Теперь менеджер по персоналу компании Саманта Бонд делает все, чтобы не допустить повторения истории. Сборщикам, зарекомендовавшим себя самыми эффективными, она предложила оплату на 20% больше. Разместила объявления на сайте Craigslist, щитах вдоль дороги и даже на двери туалета в местной церкви, а еще уговорила местные вузы передавать по внутренней радиосети объявления о поиске рабочих. Несмотря на все усилия, Biringer Farm нашла менее 60 работников вместо необходимой сотни.
Не у одной Бонд такие трудности. Мигрантов из Мексики становится все меньше, да и то они, как и американцы, получают все больше возможностей найти менее пыльную и лучше оплачиваемую работу, чем горбатиться на полях. Нехватка работников в год уменьшает сбор фруктов и овощей в США на 9,5%, или $3,1 млрд, гласят данные Partnership for a New American Economy. В этом году проблема обострилась из-за проблем с получением виз. Тысячи работников из других стран добрались до фермеров с опозданием, аграрии Калифорнии и других штатов, где урожай поспевает раньше, понесли потери на миллионы долларов.
Меньше мигрантов
229178 мексиканских граждан приехали в США на заработки, по данным службы пограничного контроля. Количество трудовых мигрантов из Мексики по мере усиления борьбы правительства с нелегальной занятостью падает. Для сравнения: в 2005 г. в США въехало около 1 млн мексиканцев
Американцы же, непривычные к тяжелому труду в поле, часто сбегают через несколько дней, жалуются фермеры. А борьба правительства с нелегальной иммиграцией делает мексиканцев, с детства приученных трудиться на земле, все более ценными кадрами. Так что фермеры поднимают оплату быстрее, чем успевает расти инфляция, предлагают медицинскую страховку и прочие блага социального пакета. Они селят с комфортом и даже обучают. Например, производитель лимонов Limoneira уже пять лет проводит для своих работников из Мексики уроки английского или оплачивает курсы профобучения в местном колледже. Не говоря уже о том, что увеличил оплату 2000 работников на 20% до $17 в час и построил для них дома с двумя-тремя спальнями. А если жилья не хватает, Limoneira приходится его арендовать.
Но все равно 5% урожая в прошлом году американские фермеры так и не успели собрать. Более того, ряд работников переманили соседние фермы. В этом году Limoneira, выручка которой $100 млн в год, лишилась уже 8% урожая лимонов. А в California Artichoke & Vegetable Growers ввели реферальную программу – $250 за приведенного друга, если он проработал больше трех месяцев. В прошлом году было выплачено $20 000. Но 2% урожая все же сгнило в поле, а это миллионы долларов.
Если в 2000 г. средний возраст сельхозработника был 33 года, то сейчас – 38 лет, что отнюдь не способствует хорошему выполнению тяжелых работ. 41-летняя Луиза Нуньез говорит, что отношение к ним поменялось. Если три года назад при сборе винограда ее ругали за слишком громкую музыку из радио и болтовню с другими сборщиками, то сейчас на это не обращают внимания. Да и оплата выросла на 16% до $12,75 (без учета инфляции; в среднем по отрасли она с учетом инфляции за четыре года увеличилась на 5,3% до $11,33).
Американские чиновники пытаются помочь. Минтруд США за 12 последних месяцев выдал рекордное количество временных трудовых виз для сезонных работников – 116 689, что на 50% больше, чем в 2011 г. Фермеры, правда, ропщут, что это капля в море.
WSJ, 12.08.2015, Антон Осипов