Индийский Бангалор привлекает стартапы и деньги

Второе рождение мирового центра офшорного программирования
В Бангалоре около 4900 стартапов. В 2014 г. произошел четырехкратный рост венчурных инвестиций в высотехнологичные компании города
В Бангалоре около 4900 стартапов. В 2014 г. произошел четырехкратный рост венчурных инвестиций в высотехнологичные компании города / DIBYANGSHU SARKAR / AFP

Мы встречаемся с Нанданом Нилекани на террасе ресторана рядом с его домом в стартап-хабе Бангалора – районе Корамангала. Миллиардер, один из основателей разработчика ПО Infosys остается одним из самых популярных деятелей индийского технологического сектора. В 2009 г. он ушел из компании, а сейчас примеряет на себя роль старейшины интернет-отрасли города, который занимается превращением Бангалора, насчитывающего 10 млн жителей, в глобальный технологический хаб. Он говорит о Корамангале, районе на юго-востоке города: «Здесь все больше стартапов, венчурных денег, все крутится на полную катушку. Предприниматели юны, крайне амбициозны. А я живу в эпицентре всего этого и получаю море удовольствия». Корамангала – далеко не единственный технологический кластер. Среди прочих – Whitefield и целая плеяда бизнес-парков на Outer Ring Road. «Да здесь везде творится второе пришествие», – говорит основатель стартапа InMobi, который оценивается более чем в $1 млрд и конкурирует с Google и Facebook, Навин Тевари. Термин «подрывные инновации» упоминается чуть ли не в каждом разговоре с бангалорскими стартаперами. Это клише родом из Кремниевой долины означает изменения, дающие преимущество новым игрокам и подрывающие бизнес старых.

Зеленые спокойные улицы Корамангалы приютили немало технологических талантов, начиная с одного из крупнейших индийских интернет-магазинов Flipkart. Основанный в 2007 г., сейчас стартап борется с Amazon за доминирование на рынке. Здесь же находится штаб-квартира онлайн-сервиса по вызову такси Ola. На четвертом этаже офисного здания десятки молодых ребят, склонившись в тесноте над крохотными столами, долбят по клавиатурам ноутбуков, игнорируя кресла-мешки и настольный футбол. В Ola инвестирует японский SoftBank, оценка компании – $2 млрд. В Индии сервис сумел оставить позади Uber.

Венчурные инвесторы представлены не менее широко – от местной Helion Venture Partners до западных игроков вроде американской Accel Partners. «Компании вроде Ola в Бангалоре пользуются пристальным вниманием со стороны Кремниевой долины», – говорит бывший гендиректор Vodafone Арун Сарин, который недавно стал членом совета директоров Ola.

Вторым рождением Бангалор обязан трем факторам. Первое – рост интернет-аудитории, особенно владельцев смартфонов. В Индии их около 150 млн. А к 2020 г. может стать все 750 млн, что сделает страну второй по количеству онлайн-клиентов после Китая. Второй фактор – деньги. Не так давно ряд известных венчурных капиталистов из США закрыли свои офисы в Индии, сетуя на излишнее регулирование и плохую инфраструктуру. Но появились новые инвесторы, от азиатских гигантов вроде SoftBank и Alibaba до нью-йоркского Tiger Global. Многие из них инвестируют средства, заработанные на китайском интернет-буме.

Наружная реклама захвачена стартапами. «Приход больших денег означает, что мы можем конкурировать по зарплатам с Google, – говорит Аншул Рай, сооснователь системы онлайн-платежей Happay. – Когда пьешь кофе в Starbucks, половина разговоров рядом – об основании стартапа. А другая половина – о найме сотрудников». Люди, ведущие подобные беседы, – это третий фактор развития Бангалора. В городе одно из лучших в мире сообществ талантливых программистов, уступает оно разве что Кремниевой долине, хвастает сооснователь местного разработчика HackerEarth Вивек Пракаш. Многие стартаперы начинали карьеру как штатные работники либо крупных индийских компаний, либо местных офисов международных гигантов вроде IBM или Google. Одна из самых больших амбиций Бангалора – разработка собственных продуктов вместо привычного для Индии аутсорсинга разработки ПО. Шарад Шарма, сооснователь разработчика iSpirt, говорит: «Для старшего поколения компаний пределом мечтаний было служить бэк-офисом всего мира. Молодежь же считает, что Индии нужно быть амбициознее. Мы намерены завоевать мир».

FT, 20.07.2015, Антон Осипов