Цифровые амбиции Сингапура

Сингапур наступает на пятки лидерам азиатского венчурного рынка
Лучший из всех азиатских рынков, Сингапур наводнен деньгами
Лучший из всех азиатских рынков, Сингапур наводнен деньгами / Pixabay

Увлеченный технологический инвестор Хью Мэйсон радуется, что у него нет слабого мочевого пузыря: «Каждый раз, когда вы идете в туалет, кто-то перехватывает вас и делится своими идеями». Речь идет об обитателях Блока 71 в центре Сингапура, пристанища больше чем 100 стартапов, акселераторов и бизнес-ангелов. Блок 71 вместе с Блоками 73 и 79 образует LaunchPad – одну из самых густонаселенных технологических экосистем в мире. LaunchPad – место реализации амбиций Сингапура, который стремится стать главной страной в мире по уровню развития цифровых технологий. Здесь энтузиасты разрушают устои во всех отраслях – от недвижимости до здравоохранения.

Крошечная страна имеет подходящее местоположение, чтобы стать азиатской версией Кремниевой долины. В то время как Китай и Индия привлекают больше денег, Сингапур предлагает самое сильное законодательство и минимальный уровень бюрократии. Новый бизнес можно открыть в онлайновом режиме за 15 минут. Поэтому Сингапур может стать стартовой базой для доступа к более крупным региональным рынкам, у которых нет этих преимуществ.

Лучший из всех азиатских рынков, Сингапур наводнен деньгами. Большая часть частного венчурного капитала подкрепляется государственным софинансированием, что помогает Сингапуру превзойти большинство соседних стран, за исключением гигантов – Китая и Индии, – по совокупному объему инвестиций. В Сингапуре уже насчитывается 55 000 стартапов, которые создают рабочие места.

Сингапур и гиганты

$324 млн составил объем венчурных инвестиций в Сингапуре в прошлом году, что почти в 10 раз больше, чем в Гонконге – $37 млн, по данным Asian Venture Capital Journal
$5,5 млрд вложили венчурные инвесторы в Китай к концу первого полугодия 2015 г. Сингапур все еще находится далеко позади и Китая, и Индии с ее $3,3 млрд венчурных инвестиций

Явная проблема сингапурской экосистемы – недостаток творческого таланта. Маркус Гнирк, запустивший в прошлом году акселератор Startupbootcamp FinTech в Великобритании, резюмирует: «В Европе больше идей, чем инвестиций; в Азии больше инвестиций, чем идей». Правительство Сингапура также попыталось улучшить положение в этой области. Акселератор Гнирка находится в построенном на государственные деньги офисе BASH (Building Amazing Startups Here, «Постройте потрясающие стартапы здесь»). Это обширное помещение площадью 22 000 кв. футов (2046 кв. м), напоминающее гибрид демонстрационного зала IKEA и детского сада Montessori. Здесь масса стартапов получают не только дешевые площади, но и новый образ мыслей.

Уроженец Техаса Джозеф Зейглер управляет акселератором стартапов для Telstra, австралийской телекоммуникационной группы, и убежден в том, что доступность денег – только часть проблемы. Он говорит, что предпринимательский ландшафт в Сингапуре «скучный, скучный и скучный»: «Здесь не составляет труда сделать деньги. А без мучительных усилий хорошие инновации не получаются».

Государственные чиновники возмущаются такими претензиями. Они говорят, что у администрации BASH есть график получения грантов и другого финансирования, но начальный импульс должен исходить от государства – как это в свое время произошло в Кремниевой долине. Они также говорят, что прежняя несовершенная система распределения капитала, когда любой претендент получал чек, теперь больше не действует – строгая процедура отбора гарантирует, что только лучшие получат желанное финансирование и помощь менторов от BASH.

Идея состояла в том, чтобы частный капитал, который вкладывается в стартапы, покрыл оставшийся дефицит. «Экосистема не выжила бы, если бы нам от правительства были нужны только деньги», – говорит Эдди Чо, опытный предприниматель и инвестор, чей офис расположен в Блоке 71.

Правительство Сингапура начало участвовать в венчурных инвестициях во время финансового кризиса 2008 г., тогда в стране наблюдался приток талантов, поскольку банкиры потеряли свои рабочие места и многие предприниматели, такие как Хью Мэйсон, стали прибывать из США и Европы. Но если включиться в экосистему Сингапура достаточно просто, то выйти будет гораздо сложнее. В отличие от Гонконга рынок IPO в Сингапуре вялый. Здесь очень мало крупных игроков типа Alibaba, Google или Facebook, готовых совершить перспективную суперпокупку, отмечает Зейглер.

Алексей Писарев, банкир и основатель компании, выпускающей нательные гаджеты, облегчающие рутину тренировок, сетует на отсутствие управляющих фондами, которые бы разбирались в стартапах. «Чтобы происходили сделки M&A, вокруг должно быть много многомиллиардных компаний. Потребуется время, прежде чем мы достигнем такого же уровня зрелости», – добавляет он.

По мнению Зейглера, тенденция обнадеживает: крупные транснациональные корпорации все больше расходуют свои бюджеты на НИОКР на покупку долей в стартапах. Марио Акино, венчурный партнер в McKinsey Solutions, провайдере профессиональных сервисов, соглашается. «Транснациональные корпорации строят собственные акселераторы и корпоративные венчурные фонды, – говорит он. – Связи между стартапами и крупными корпорациями укрепляются». Стив Леонард, назначенный правительством Сингапура куратором проекта от государственного комитета по развитию IT и телекома Сингапура (Infocomm Development Authority, IDA), отмечает, что произошел большой всплеск предпринимательства: «У Сингапура новая стратегия роста».

Гонконг

FT, 30.07.2015, Юлиана Петрова