Высокие технологии мойки
Сервис сухих мобильных автомоек заработал сотни миллионов в России и пошел покорять КитайСтуденты физфака МГУ Олег Герасимов и Аркадий Хохлов впервые узнали о технологии сухой автомойки во время стажировки в США в середине 2000-х: стоя в пробке, они увидели, как тинейджеры трут машины без использования воды. Мойщики распыляли специальное жидкое средство на кузов и терли его тканью, получалось очень чисто и быстро. Как выяснили Герасимов и Хохлов, это средство называлось Prolong и выпускала его компания GoldenWest Lubricants. Хохлов и Герасимов поняли, что сухая мойка позволяет построить очень эффективную бизнес-модель: не нужно отдельных помещений, спецоборудования и воды – только тряпки и моющие средства. При этом мойщики не привязаны к стационарной станции, а могут выезжать к клиентам.
Герасимов и Хохлов вернулись в Москву и стали копить стартовый капитал. Москвич Хохлов изобрел устройство, которое предотвращает попадание в двигатель самолета посторонних предметов, и продал права на его использование. А чебоксарец Герасимов создал группу во «В контакте» и начал продвигать через нее услуги по уборке квартир. Герасимов отвечал на звонки и ездил на уборку. Потом он завел студию искусственного загара. Стартовые инвестиции в сервис мобильных автомоек Fast & Shine, открывшийся в конце 2010 г., составили 40 000 руб. Но за пять лет Герасимов и Хохлов смогли масштабировать свой крошечный бизнес. В 2014 г. выручка компании составила 350 млн руб., а норма прибыли – 30%. А в этом году партнеры занялись сухой мойкой в Китае.
Место действия
В свой первый рабочий день зимой 2010 г. Герасимов и Хохлов помыли 17 авто на парковке торгового центра «Час пик». Они понимали, что разовые мойки для случайных автомобилистов денег не принесут – надо искать крупных клиентов. А таковыми могли стать торговые и бизнес-центры с их обширными парковками. Предприниматели обошли 20 центров, опробовать новую услугу согласился лишь один – «Час пик» на МКАД. Предприниматели раздавали флаеры, а авто мыли за символические деньги. Но посетителям сервис понравился, и через две недели «Час пик» согласился пустить Fast & Shine на свои парковки, за это предприниматели должны были платить 30 000 руб. аренды в месяц. По словам Хохлова, это было дорого, но отказаться от первого договора они не могли.
Следующий договор Герасимов и Хохлов подписали с центром Lotte Plaza на Новинском бульваре – на условиях 10%-ной комиссии с выручки от услуг мойки. На паркинге стояли корпоративные машины компаний BP, «Уолт Дисней компани СНГ» и др. Fast & Shine предложила им мыть машины по спеццене – за те же деньги, какие взимали обычные автомойки по соседству. Хотя сухая мойка стоит дороже обычной водной. Цена сухой мойки для обычных посетителей торгового центра начинается от 600 руб., а для корпоративных клиентов – 300–400 руб., тогда как водная мойка эконом-класса в спальных районах стоит от 350 руб.
Сейчас Fast & Shine работает с 37 центрами. Из них в 20 у нее прямые договоры с арендаторами центров. У Fast & Shine есть и контракты с дилерскими центрами – BMW, Mercedes и др.
Свой шампунь
Поначалу предприниматели покупали жидкость для мытья автомашин в США. Приходилось возить ее экспресс-почтой в посылках по 20 л, но их не хватало. Объемы побольше нужно было растаможивать, но средство и без учета таможенных пошлин стоило дорого, себестоимость мойки была около 200–300 руб., говорит Герасимов. Но в конце 2011 г. друзья с химического факультета МГУ придумали аналог средства для мытья авто. Потом его сертифицировали в НИИ «Бытхим-2» РАН, а затем Fast & Shine со своей рецептурой обратилась на химзавод в Смоленской области. Завод согласился производить жидкость, но в объемах не меньше 10 т по 5 млн руб. за заказ. Сумма была велика для Герасимова и Хохлова, но они все же в конце 2011 г. вложились в производство. Зато себестоимость одной мойки снизилась сначала до 50 руб., а потом до 10–20 руб. – в 10 раз ниже по сравнению с импортными моющими средствами.
Мнение производителя
Андрей Родионов, представитель компании Daimler Rus, подтвердил «Ведомостям», что Daimler Rus заключила контракт с Fast & Shine после проведения тендера. По контракту Fast & Shine моет автомобили Maybach на выставочной площадке рядом с отелем Ritz-Carlton. «Качество их работы нас устраивает», – сказал Родионов.
Большой объем производства стал преимуществом, когда компания начала создавать сеть франчайзи в 2012 г. «Мы предлагали клиентам стать нашими партнерами, – рассказывает Герасимов. – Мы предлагали им купить у нас на 30 000 руб. шампуня, консультировали их, как правильно мыть машины, а впоследствии стали продавать франшизу». За три года компания продала уже 120 франшиз по всей России, в Израиле, СНГ. Стоимость франшизы – от 240 000 руб. Сейчас, по словам Герасимова, около 10% выручки компания получает только от поставок моющих средств партнерам.
Вольнонаемный мойщик
Поначалу Герасимов и Хохлов нанимали случайных мойщиков, в основном мигрантов. Для них оформляли разрешение, которое стоило 23 000 руб. Хохлов вспоминает, что это было дорого, к тому же работники то и дело исчезали через несколько дней после начала работы. Fast & Shine обратилась в кадровое агентство и стала нанимать временный персонал. Но с 1 января 2016 г. в России вступает в силу закон о заемном труде. Чтобы решить проблему с кадрами, в 2014 г. Fast & Shine придумала приложение наподобие того, что используют в компании Uber для водителей такси. Человек может установить приложение на смартфон и подать заявку о намерении работать в определенное время в качестве мойщика машин. Но предварительно кандидат должен пройти обучение в компании и сдать экзамен. По словам Герасимова, приложение рассчитано на студентов и иногородних. Вначале им предлагается по 88% с каждого заказа. В Москве с помощью приложения было нанято 80 мойщиков. А всего в сети Fast & Shine работает 500 сотрудников с учетом франчайзи, штатный персонал в офисе – 13 человек.
Через лифт и билборд
На идею выйти на рынок Китая Герасимова и Хохлова натолкнул их российский партнер Дмитрий Хан, фирма которого поставляла для Fast & Shine моечные тряпки из Китая. Мол, рынок пуст, технологии сухой мойки не применяются. И два месяца назад в провинции Гуандун Хохлов, Герасимов и Хан открыли офис Fast & Shine, у каждого предпринимателя 33%-ная доля в компании. Первоначальные инвестиции в проект составили 10 млн руб. По данным Хохлова, продвижение на китайский рынок оказалось труднее, нежели думалось сначала. Конкуренция высокая, к тому же велик риск, что китайцы скопируют идею. На данный момент компания помыла в Гуандуне 700 машин. Предприниматели признаются, что ей пока не удалось заинтересовать руководство торговых центров услугой сухой мойки. По словам Хана, гендиректора компании Fast & Shine в Китае, местные торговые центры огромны и им не интересно сотрудничать с Fast & Shine за небольшой процент с оборота. Поэтому предприниматели сделали в Китае ставку на обслуживание клиентов по вызовам через приложение на смартфоне и на передвижные бригады мобильной мойки. Сейчас компания нанимает персонал в штат (нужно 100 человек). Сегодня весь софт переводится на китайский. Fast & Shine уже запустила рекламу своего приложения в лифтах торговых центров и на билбордах города.
Ставка на мобильность
В мае Fast & Shine выиграла тендер московского правительства и получила право мыть автомобили на 370 парковках столицы. Теперь компания меняет тактику. Работа в бизнес-центрах дает стабильный доход, но не приносит известности, говорит Герасимов. Поэтому сейчас компания будет развивать выездные мойки со сбором заказов через мобильное приложение. Пользователь сможет заказать услугу в любом месте – подобно вызову такси через «Яндекс.Такси» или Uber. В планах Fast & Shine уже значится запуск мобильного приложения в Лондоне, Нью-Йорке, Париже.
В России у Fast & Shine уже появились конкуренты, но они меньше по размерам. Например, компания Digital Moika имеет годовую выручку около 4,5 млн руб., по словам владельца компании Рустама Салахова, и собирается развивать направление мобильных приложений. Как говорит совладелец другой сети сухих автомоек, попросивший не называть его имени, Fast & Shine успешно развиваются за счет франшизы и собственного производства и главная заслуга основателей в том, что они сумели построить модель быстрого расширения бизнеса.
Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"