Закон о заемном труде меняет правила игры для работодателей и кадровых агентств

Какие возможности для маневров останутся у компаний
А. Таранин
А. Таранин

Рынок услуг по подбору временного персонала за прошлый год вырос на 11% до 29,3 млрд руб., говорят данные недавнего исследования Magram MR. А по сравнению с 2011 г. рынок увеличился в объеме вдвое. Выросло и количество агентств занятости, предоставляющих временный персонал: со 195 в 2013 г. до 218 в 2014 г. Рост рынка объясняется увеличением потребностей компаний в персонале для сезонных или проектных работ, но также и тем, что многие предприятия используют схемы найма внештатного персонала для ухода от налогов, говорит Дмитрий Кофанов, генеральный директор компании NS Consulting.

Выведение персонала за штат (аутстаффинг) – это способ управления персоналом, при котором сотрудник состоит в штате одной компании (агентства занятости), а работу выполняет в другой компании. Фактический работодатель и агентство заключают договор об оказании услуг, согласно которому агентство обязуется подобрать для заказчика людей нужной квалификации для временных работ и заключить с ними трудовые договоры. У самого работника никаких прямых договоров с фактическим работодателем нет.

По словам Елены Герасимовой, директора Центра социально-трудовых прав, условия труда у сотрудников, оформленных по аутстаффингу, обычно хуже, чем у штатного персонала, начиная с зарплаты и заканчивая социальными гарантиями. Они работают по срочным трудовым договорам и их легко уволить, поясняет Герасимова. Проблема в том, что законы до сих пор аутстаффинг четко не регулировали, что давало простор для злоупотреблений, говорит Александр Коркин, руководитель петербургской группы практики трудового и миграционного права компании «Пепеляев групп». Но с 1 января 2016 г. вступает в силу закон о заемном труде, цель которого – защитить права временных работников и покончить со схемами ухода от налогов. «Ведомости» выясняли, какие последствия новый закон будет иметь для работодателей и кадровых агентств.

Сезон с ограничениями

Большинство работодателей нанимают временный персонал со вполне добросовестной целью – на проектные и сезонные работы. «На временные проекты мы ежегодно подбираем по несколько тысяч специалистов различных уровней для таких отраслей, как промышленное производство, розничные сети, IT, телеком, фармацевтическая отрасль, финансы», – перечисляет Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services. По словам Татьяны Голубиной, исполнительного директора Unity Business Resources, очень востребованы синие воротнички: упаковщики, комплектовщики заказов, водители погрузчиков и укладчиков.

Цены вырастут

При переходе с аутстаффинга на аутсорсинг у агентств занятости возникнут дополнительные расходы. По словам Павла Безручко, гендиректора компании «Экопси консалтинг», они связаны как с необходимостью увеличивать уставный капитал, так и с расширением экспертизы, потому что аутсорсинг требует более высокой квалификации от исполнителей, нежели аутстаффинг. Из-за этого на 5–15% вырастет и стоимость услуг аутсорсинга для клиентов.

Но теперь подбирать персонал на сезонные работы будет сложнее, отмечает Коркин. Главное требование закона – чтобы срок найма не превышал девять месяцев. К тому же по новому закону агентства занятости имеют право предоставлять персонал компаниям только в двух конкретных случаях – для замены отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняются рабочие места, или для трудоустройства на временный проект, связанный с расширением производства или ассортимента услуг.

Как рассказали в пресс-службе Unilever, в компании пользуются услугами временного персонала и к нововведениям готовы. «Закон оставляет возможность компаниям привлекать на работу по временному договору сотрудников в количестве, не превышающем 10% от среднесписочной численности работников принимающей стороны», – прокомментировали в компании, сославшись на п. 10 ст. 18.1 закона о заемном труде.

Люди и функции

Некоторые компании практиковали аутстаффинг, чтобы повысить свою эффективность. Ведь при уменьшении численности штата все показатели эффективности в пересчете на сотрудника улучшаются, объясняет Елена Кожемякина, управляющий партнер юридической компании BLS. Практика, когда люди, выполняющие непрофильные задачи (мерчандайзеры, бухгалтеры, администраторы), передаются во внешние фирмы, пришла из США, говорит она.

Большинство клиентов BLS в России – транснациональные компании, в том числе Procter & Gamble, Microsoft, Ferrero и Tchibo. По словам Кожемякиной, в России от 30 до 50% их персонала находятся на аутстаффинге. Но держать сотрудников на аутстаффинге, чтобы улучшить показатели эффективности, с 2016 г. будет невозможно, объясняет эксперт. Работодателям придется принять сотрудников, выполняющих сопровождающие функции, к себе в штат, предполагает Кожемякина. Раньше компания BLS предлагала своим клиентам – международным компаниям в России – услугу по предоставлению персонала (мерчандайзеров и торговых представителей), говорит Кожемякина. Но как только полтора года назад был принят закон о заемном труде, компания решила свернуть эту деятельность, посчитав ее рискованной, несмотря на то что это направление приносило BLS около 20% дохода.

Временные постоянные

Компании, которые использовали временный персонал как постоянных сотрудников, продолжать эту практику вряд ли смогут, говорят юристы. Речь идет о компаниях, которые нанимали у агентства занятости сотрудников на временные работы, а после многократно продлевали договор с агентством. В этом случае работодателя обяжут оформить с данными работниками постоянные трудовые договоры, предупреждает Роман Терехин, адвокат, партнер компании «Деловой фарватер».

Есть ограничение на продолжительность временных проектов – девять месяцев, но теоретически за одним временным расширением производства может последовать другое, добавляет Коркин. Например, судостроительному заводу дали заказ на постройку судна, потом заказ закончился и временный персонал стал не нужен. А вскоре завод получит другой заказ, он опять может нанять этих людей. «Но если заведомо временного расширения производства нет, а люди продолжают работать и вы просто переделываете договоры, это нарушение», – говорит Коркин.

Фильтры для уклонистов

В мае 2012 г. на омской фабрике мороженого Unilever (бывшая «Инмарко») начался стихийный протест из-за низких зарплат. Около 200 укладчиц-упаковщиц остановили завод на три дня и потребовали повышения зарплат. Дело в том, что за год до забастовки «Юнилевер Русь» начала выводить персонал за штат, в частное агентство занятости «Коулмэн», объясняет председатель Новых профсоюзов Иван Милых. Оно, в свою очередь, «сдавало» работников в аренду «Юнилеверу». При переводе «потерялись» часть зарплаты и надбавки за вредность. Средний заработок на фабрике снизился с 15 000–18 000 руб. в месяц до 8000–11 000 руб., говорит Милых. Профсоюз потребовал, чтобы со всеми работниками «Юнилевер Русь» заключила прямые трудовые договоры, что и было сделано. «Мы первыми в России победили заемный труд», – радуется Милых.

Российские суды тоже наработали практику борьбы с недобросовестными фирмами по аутстаффингу. Если агентство занятости имеет лишь одного заказчика, суды усматривают в этом признаки формального характера заключенного договора. Со вступлением в силу закона о заемном труде жизнь нарушителей осложнится еще сильнее – предоставлять временный персонал смогут лишь те агентства, которые пройдут процедуру государственной аккредитации и у которых уставный капитал не меньше 1 млн руб.

Бюро добрых услуг

Кожемякина предполагает, что с вступлением в силу нового закона агентства будут предоставлять предприятиям не рабочие руки, а результаты работы, скажем, вместо 15 упаковщиков – услуги по упаковке определенного объема продукции. В 2016 г. с рынка будут уходить мелкие компании, не справившиеся с финансовой и налоговой нагрузкой, говорит Волкова из Kelly Services. Это 10–12% игроков. По мнению Натальи Авдеевой, директора департамента разработки и внедрения услуг компании «Анкор», с рынка исчезнут недобросовестные агентства аутстаффинга, зато увеличится количество поставщиков аутсорсинговых услуг.