Процедура поступления в бизнес-школы США и Европы меняется

Приемные комиссии полюбили инновации
Эксперименты с процедурой поступления сегодня практикуют не только в Северной Америке, но и в Европе
Эксперименты с процедурой поступления сегодня практикуют не только в Северной Америке, но и в Европе / М. Стулов / Ведомости

Как и многие 28-летние молодые люди, Ника Стелман – активный пользователь WhatsApp, Skype, Facebook и Twitter. Поэтому она совершенно спокойно отнеслась к просьбе наговорить ответы на пару вопросов на веб-камеру ноутбука, когда подала заявку на поступление в Rotman School of Management (Торонто). «Спонтанность – это было здорово, и благодаря ей обо мне сложилось хорошее мнение», – подвела она итог. На записях она выглядит очень спокойной и собранной. Отчасти благодаря этому бизнес-школа включила ее в список учеников. «Конечно, сиди по ту сторону экрана живой человек, мне было бы легче. Но я люблю рисковать», – говорит она.

Приемные комиссии бизнес-школ увлеклись новациями. Абитуриентам предлагают подготовить презентацию в PowerPoint, описать себя в одном твите на 140 знаков или поучаствовать в групповой дискуссии с другими кандидатами. Мэтт Саймондс, содиректор компании по подготовке абитуриентов МВА Fortuna Admissions, в штат которой входят бывшие работники бизнес-школ, говорит: «Со стороны кажется, что это влияние поколения Y, которое все стремится свести к размеру твита. Но у бизнес-школ на самом деле другие мотивы».

Один из них – рост числа заявок. Перспективные студенты в среднем подают документы в пять школ вместо четырех, как 10 лет назад, говорит Саймондс. А бюджеты приемных комиссий не увеличились пропорционально, так что нагрузка только растет. Бейвик Триведи – управляющий партнер другого агентства, помогающего абитуриентам МВА, – Critical Square. Он видит другое объяснение тренда. Бизнес-школы хотят иметь более полное представление о будущем студенте и о том, насколько он сумеет вписаться в жизнь кампуса: «Ключевой элемент всех новшеств – поставить абитуриента в трудное положение. Школе жить с ним два года. Он будет оказывать сильное влияние на организацию. Так что хочется узнать его получше, как будто ухажера».

Когда Ди Леопольд в конце 1970-х гг. поступала в бизнес-школу Гарварда, ей пришлось написать с полдюжины эссе. Сейчас, став директором этой школы по приему новых студентов, она еще снизила количество писанины: в 2011 г. было четыре эссе, сейчас – два. «У нас не соревнование писцов», – говорит она. Ведь эссе только часть процесса отбора тех, кого пригласят на собеседование. Да и самим абитуриентам легче, продолжает она: «Если вы подаете заявку в пять школ, вам придется исписать груду бумаги!» Худшие ее враги – абитуриенты, желающие угодить и не гнушающиеся тяжелой работы. В прошлом году Гарвард сделал необязательным одно из двух эссе: «Речь идет в основном о том, как мы можем упростить процесс. В Гарвард всегда было непросто прорваться, но не следует воздвигать слишком уж высокие барьеры».

Чикагская Booth School of Business семь лет назад додумалась до презентации в PowerPoint. Она стала такой же неотъемлемой частью экзамена, как традиционные CV, GMAT, рекомендации и эссе.

Креативный прием

Поступающим в бизнес-школы сегодня вместо нескольких традиционных эссе предлагают подготовить презентацию в PowerPoint, написать о себе короткий твит на 140 знаков или поучаствовать в групповых дебатах с другими кандидатами.

Работая в PowerPoint, люди мыслят иначе, чем во время написания эссе, которое часто создается по давно известным лекалам, говорит Курт Альм, замдекана Booth School of Business. Он обновляет процедуру принятия студентов каждый год: «Люди становятся все более подготовленными к поступлению в бизнес-школу благодаря тому, что в интернете много информации о процессе поступления, а в офлайне все больше консультантов, натаскивающих к экзаменам. Вызов для нас – создать такую процедуру отбора, при которой конкуренция была бы честной».

Три года назад школа Уортона заменила собеседование со своими профессорами на групповую дискуссию между абитуриентами. «Мы поняли, что из бесед с глазу на глаз мы можем извлечь мало полезной информации, – вспоминает заместитель вице-декана Мэрилин Лэмб. – Дискуссия хотя бы дает представление о способности человека работать в команде». Этот метод наглядно показывает разницу в знаниях между эрудированными людьми и теми, кто хорошо подготовился к стандартному собеседованию, признает бывший директор по принятию студентов Уортона: «В прежние времена я собеседовала с глазу на глаз до 15 абитуриентов в день и могла понять, кто слишком усердно готовился и теперь шпарит шаблонными ответами».

Эксперименты с процедурой поступления сегодня практикуют не только в Северной Америке, но и в Европе. Еще несколько лет назад, чтобы поступить в London Business School, нужно было написать три эссе. В INSEAD – четыре, а порой и все пять. «Саморефлексия полезна», – доказывает заместитель директора INSEAD Вирджиния Фужа. «Мы используем и соцсети, но не в процессе отбора», – говорит она про привычку INSEAD проверять подноготную людей с помощью ресурсов вроде LinkedIn. Каролин Дьярте Эдвардс, директор по консалтингу в Fortuna и бывший директор по приему студентов INSEAD, сомневается, что эссе когда-либо станут пережитком прошлого: «Моей задачей в бизнес-школе было не только выявлять самых образованных и профессионально успешных людей с большим потенциалом, но и тех, кто хорошо себя чувствует в ученической среде. Этого не поймешь исключительно по резюме».-

FT, 5.07.2015, Антон Осипов