Требуются офисные рабы

Работодателям плевать на карьерные амбиции сотрудников, лояльность и командный дух – им важны совсем другие качества
Сейчас самый востребованный работник – это офисный раб/ Fotolia / PhotoXPress

В бизнес-литературе часто говорится, что лояльность работодателю и стремление к карьерному росту – важные качества любого профессионала. Однако опросы российских работодателей показывают, что эти вещи сейчас для них второстепенны. Из личных качеств потенциального работника компании больше всего ценят ответственность и эмоциональную стабильность. И при этом от него не ждут карьерных амбиций, говорится в отчете по итогам опроса, который в апреле – мае 2015 г. провел исследовательский центр портала Superjob во всех федеральных округах. Темой исследования стали так называемые мягкие навыки (soft skills) – личные качества сотрудников, не имеющие отношения к профессии, но повышающие эффективность работника. В опросе приняли участие 10 000 менеджеров по персоналу российских компаний. Исследователи интересовались, какими личными качествами, с точки зрения рекрутеров, должны обладать сотрудники – представители 20 профессий. Среди них – дизайнер, врач, менеджер по закупкам, операционист в банке, маркетолог, инженер, менеджер по работе с клиентами, юрист, бухгалтер, программист и даже курьер и грузчик. Результаты исследования оказались весьма неожиданными – как выяснилось, по сравнению с докризисными годами система ценностей у работодателей радикально изменилась.

Игры больше не нужны

Лидером среди личных качеств, очень желанных для всех работодателей и всех профессий, стала ответственность, делятся выводами исследователи. На втором месте по популярности – эмоциональная стабильность претендента. Важными можно считать качество или черты характера, которые сочли таковыми более 50% участников опроса. Личную ответственность за результаты труда менеджеры по персоналу считают значимым качеством для 16 из 20 профессий. В то же время умение работать в команде сейчас не столь востребовано – оно весомо лишь для трех профессий. Еще меньше интересует работодателей лояльность – только в двух профессиях из 20 респонденты признали ее значимость.

В период бурного роста бизнеса главной задачей становится набор и удержание персонала, чтобы люди не разбежались к конкурентам, говорит Артем Зюрюкин, генеральный директор компании Zartis Russia, которая специализируется на онлайн-рекрутинге. На этой стадии принято играть с сотрудниками в игры вроде укрепления командного духа и развития лояльности и в прочую ерунду, уточняет он. Но в кризис люди априори становятся гораздо лояльнее и оказаться без работы боятся больше всего, объясняет Зюрюкин.

Ответственность, эмоциональная стабильность и умение адаптироваться к переменам – вот тройка навыков, которые выходят на первый план, убежден Зюрюкин. Правда, в исследовании Superjob ничего не говорится об умении адаптироваться. Хотя это качество особенно востребовано в последние годы, подмечает эксперт: «Маркетолог, который привык работать с большими бюджетами, должен уметь перестроиться, чтобы вписаться в маленький бюджет, а не зацикливаться на старых методах». Или, к примеру, разработчик IT-продуктов для удержания клиентов должен предложить более дешевый продукт, поскольку это актуально во времена, когда все сокращают издержки.

Что первично

Больше всего ответственности работодатели ждут от курьеров (88% респондентов сообщили, что считают это качество важным), бухгалтеров (87%) и врачей (80%). А самыми безответственными профессиями участники опроса сочли дизайнера и PR-менеджера – только 38 и 44% респондентов соответственно ищут в соискателях эту черту характера.

Самыми эмоционально устойчивыми должны быть учителя, за это проголосовали 86% участников опроса, 79% ждут этого от менеджеров по персоналу и 74% – от секретарей. Эти ожидания работодателей вполне закономерны: представители этих трех профессий работают с людьми.

В мире по-другому

The Boston Consulting Group и ВЭФ в марте 2015 г. опубликовали итоги своего международного исследования «Новый взгляд на образование». Они выделили 16 видов знаний и навыков, помогающих сделать карьеру в ближайшем будущем. От сотрудников требуются не столько знания – главными становятся мягкие навыки: умение работать в команде, любознательность, инициативность, критическое мышление и умение решать сложные задачи.

С инвестбанкирами та же история. На рынке труда полно работников с прекрасным уровнем образования, хорошо подвешенным языком и умением себя презентовать, замечает Наталья Анненская, директор по корпоративному управлению инвесткомпании «Метрополь»: «Но в кризис такие люди не нужны, зато ценятся те, кто, засучив рукава, берется за работу и выполняет конкретные задания. Возможно, требования к кандидатам сегодня стали примитивнее и грубее, чем раньше, но сейчас не время бантиков и рюшечек». Работодателям важны конкретные результаты, поэтому так высоко ценятся ответственность и эмоциональная устойчивость, говорит она. Умение хорошо выполнить свою работу здесь и сейчас становится важнее, чем лояльность работника и его приверженность идеологии компании, продолжает Анненская.

Идеальный исполнитель

Сейчас самый востребованный работник – это офисный раб, подмечает Владислав Быханов, партнер хедхантинговой компании Cornerstone: «Он послушен, ответственен, толков, знает свое дело и место».

Готовности к переработкам работодатели ждут в первую очередь от менеджеров по туризму (54%) и бухгалтеров (50%), говорится в исследовании. Однако готовность к переработкам хотят видеть у представителей всех профессий – например, минимальный уровень ожиданий по всем 20 специальностям составляет 28%.

«Год назад мы заключили контракт с крупной авиакомпанией, на встрече много говорилось о бренде работодателя и усилении лояльности коллектива», – рассказывает Быханов. Сейчас этот же заказчик просит хедхантеров забыть старые разговоры и вести переговоры с кандидатами в совершенно ином ключе: мол, есть такая-то работа за такие-то деньги, нужен профессиональный исполнитель.

Карьеристы работодателей и вовсе сейчас пугают, считает Анненская: «Человек с карьерными амбициями ставит на первое место саморазвитие и собственное финансовое благополучие». По ее наблюдениям, такие люди всегда считают, что им недостаточно платят, и больше склонны к воровству, за ними нужен глаз да глаз. Правда, одного-двух таких сотрудников на каждом направлении можно держать, чтобы они повышали тонус коллектива, но много таких людей в компании набирать не стоит, резюмирует Анненская.

Стремление к карьерному росту сегодня явный аутсайдер среди наиболее востребованных качеств соискателей, судя по данным Superjob. Больше всего работодатели приветствуют карьерные устремления у менеджера по продажам, но все равно в пользу этого качества высказалось только 28% респондентов.

Требуются оптимисты

Довольно противоречиво респонденты оценивают такое качество, как умение работать в команде. Способностей к командной работе ждут от маркетологов, менеджеров по персоналу, а вот юристам, бухгалтерам и секретарям они не нужны вообще, говорят менеджеры по персоналу.

Чтобы компания удержалась на плаву в нестабильное время, нужны люди, которые выполняют то, что обещают сделать, не поддаются паническим настроениям и умеют быстро перестроиться под рынок, резюмирует Зюрюкин. Сейчас всем нужны оптимисты. Эмоциональная нестабильность, постоянные жалобы на обстоятельства плохо влияют на продуктивность не только этого сотрудника, но и его коллег, убежден Зюрюкин.