Российские компании открывают корпоративные детские сады
Работодателями движет вовсе не благотворительностьВ кризис «Хоум кредит банк», как и многие другие банки, был вынужден закрыть часть филиалов и сократить персонал. Но «Хоум кредит» не урезал затраты на корпоративный детский сад, который с 2011 г. существует в подразделении в Обнинске. Сад на 30 детей был создан, чтобы облегчить жизнь 2000 сотрудников контакт-центра банка, большинство из которых женщины. По словам Галины Вайсбанд, вице-президента «Хоум кредит банка» по управлению персоналом, открытие сада обошлось компании в сумму около 5 млн руб. и столько же она тратит на него ежегодно.
И это не благотворительность. Есть целый ряд причин, по которым детский сад компаниям необходим.
Чтобы мамы работали
Во многих регионах не хватает муниципальных детских садов и существуют очереди. Женщины с маленькими детьми – а это огромная часть рабочей силы – из-за этого не выходят из декретного отпуска. Компания либо должна создать им условия для работы, либо будет вынуждена завозить рабочую силу из соседних регионов, а потом еще тратиться на строительство общежитий. Второй вариант дороже, объясняет Павел Безручко, генеральный директор компании «Экопси консалтинг».
Но и в Москве, где ситуация с детскими садами лучше, компании пытаются себя подстраховать. Так, в московском офисе ABBYY открыли детскую комнату площадью около 40 кв. м для дошкольников и детей младшего школьного возраста, где можно поиграть с воспитателем. Наталья Новикова, замдиректора по персоналу ABBYY, говорит, что 70% работников компании – родители с детьми. Есть среди сотрудников и одинокие мамы, которым зачастую не с кем оставить дома ребенка. Для большой компании, подчеркивает Новикова, затраты на детскую комнату невелики – на закупки для детской комнаты тратится не более 60 000 руб. в месяц. Зато эффект налицо: родители маленьких детей легче планируют свое рабочее время и лучше работают. Становится понятно, почему «Хоум кредит банк» не хочет закрывать свой корпоративный детский сад. В случае закрытия корпоративного детского сада компания может потерять денег больше, чем нужно на его содержание, подчеркивает Безручко.
Борьба за квалифицированные кадры
В иных регионах речь идет не только о привлечении молодых мам на работу, но и о куда более масштабной проблеме – поиске и удержании дефицитных высококвалифицированных кадров, которые нужны производству. Например, завод компании «Эвалар» в Бийске Алтайского края с первых дней существования столкнулся с нехваткой квалифицированных инженерно-технических кадров в регионе. Изначально было ясно, что специалистов придется искать в крупных соседних городах – Омске, Новосибирске, Томске. Помимо неплохой для региона зарплаты в 25 000 руб. молодым специалистам предлагают хороший соцпакет, в том числе корпоративный детский сад. Если учесть, что 556 сотрудников, т. е. более половины работающих в компании, люди в возрасте до 35 лет, то детский сад – важная часть соцпакета.
Широкий жест
За пять лет производитель лекарств и БАДов «Эвалар» вложил в корпоративный детский сад более 200 млн руб. Немногие работодатели решаются на подобные затратные шаги.
Сад на 210 мест был построен «Эваларом» в 2008 г. Инвестиции компании в проект составили 76 млн руб., которые ушли на выкуп отданного под офисы помещения бывшего муниципального детского сада, его реконструкцию, оборудование детских площадок, строительство бассейна и спортзала, поиск и наем персонала, рассказывает Лариса Прокопьева, гендиректор холдинговой компании «Эвалар». Она говорит, что сейчас детский сад выделен в дочернее предприятие «Эвалара». Ежемесячные затраты на каждого ребенка – 10 000 руб., родители платят из них только 1600 руб. В сад могут попасть на коммерческой основе и дети, чьи родители не работают в «Эваларе». В таком случае плата составит 15 000 руб. в месяц. Всего компания тратит на детский сад 20 млн руб. в год. «Во многом благодаря нашему садику нам удалось привлечь квалифицированных работников для производства из Томска и Новосибирска, где тоже есть проблемы с муниципальными садами», – констатирует Прокопьева.
По данным пресс-службы «Эвалара», текучесть кадров в компании сократилась с 13,4% в 2012 г. до 7,1% в 2014 г. И немаловажную роль здесь, по мнению компании, сыграло наличие корпоративного детского сада.
Трудно решиться
В России пока мало корпоративных детских садов. Они есть только в отдельно взятых компаниях. Большинство работодателей не готовы инвестировать сейчас в персонал, говорят эксперты.
К тому же просчитать точный возврат инвестиций, вложенных в корпоративный сад, практически невозможно, утверждают в компаниях, опрошенных «Ведомостями». Как и все социальные проекты, это, по сути, безвозвратные вложения, утверждает Вайсбанд. Речь идет больше о косвенном улучшении бизнес-показателей: растет производительность труда, уменьшается текучесть кадров, улучшается моральный климат в коллективе. Однако у компании должно быть четкое представление, какую именно кадровую проблему она хочет решить с помощью корпоративного детсада и что именно улучшить, отмечают эксперты. Тогда и затраты окажутся оправданными.
Иногда сотрудники просят работодателя открыть детсад, а тот не убежден в полезности этого начинания – например, если ситуация с кадрами и зарплатами в компании благополучна и без всяких социальных проектов. «Наши сотрудники выразили пожелание создать корпоративный сад в компании. 130 человек высказались «за». Мы изучили вопрос и поняли, что качественный детский сад недалеко от офиса будет стоить примерно 40 000–50 000 руб. в месяц на одного ребенка. Детский сад, безусловно, очень дорогая, но ценная для сотрудников льгота. Пока мы прорабатываем вопрос», – рассказывает Ольга Згурская, директор по персоналу SAP.
Профессиональный «садовник»
Сам процесс организации детского сада, который предполагает получение разрешений в Санэпиднадзоре и Роспотребнадзоре, весьма обременителен. Поэтому все большее количество компаний не хотят заниматься этими хлопотами сами и перекладывают их на плечи специальных провайдеров – компаний, целенаправленно занимающихся открытием корпоративных и частных детских садов. «Несмотря на кризис, в этом году мы получили больше заказов, чем получали в предыдущие годы», – констатирует Ксения Лобанова, основательница компании по созданию детских садов Sunrise Child Care. Ее компания может организовать детский сад за короткий срок в 2–4 месяца. Создание одной группы на 20 детей обходится заказчику в среднем в 5 млн руб. В корпоративном детском саду часто используется методика Монтессори, так как она предполагает разновозрастную группу, что удобно для компании с небольшим количеством детей.
В Москве содержание каждого ребенка в корпоративном саду стоит около 50 000 руб. в зависимости от условий, графика работы и дополнительных услуг. Однако не каждый работодатель готов тратить на работников столь большую сумму, тем более в кризис. Часто компании пытаются снизить свои расходы тем, что компенсируют 50% затрат, а остальное платят родители, рассказывает Лобанова.
Места в обмен на поддержку
Самое трудное, говорит Згурская, найти в Москве подходящее помещение, так как государственные стандарты в отношении помещений детских садов строгие: они должны находиться в зеленой зоне и соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Однако офис компании расположен в районе метро «Павелецкая», где зелени не много, а цена аренды недвижимости высока. В попытке решить проблему SAP обращалась за помощью в мэрию. Однако помещения, предложенные для рассмотрения, оказались далеко от центра, поэтому не подошли – сотрудники не смогли бы возить детей так далеко от работы и дома, сожалеет Згурская.
В регионах, однако, компании легче находят общий язык с властью и за счет этого снижают свои затраты. Есть немало городов, где корпоративные детские сады создают градообразующие предприятия, как, например, «Эвалар». Такой сад становится вкладом компании в инфраструктуру города, поэтому власти могут предоставить субсидии на его содержание, замечает Марк Ровинский, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», который знает юридические тонкости открытия корпоративных детских садов. Взамен власти часто просят предоставить определенное количество мест в саду городским детям, чьи родители не работают в компании. По словам экспертов, компании всегда важно заручиться поддержкой местных властей и детский сад – один из способов решения проблемы. И компания, которая все же решается завести свой садик, выигрывает, несмотря на неясные перспективы возврата инвестиций, потому что и производительность труда повышает, и выстраивает хорошие отношения с властями.