Софтверные компании рвутся в розничную торговлю
Но работать с ритейлерами нелегкоУправляющим магазинами всегда не хватает людей, а тем, кто отвечает за финансовый результат, наоборот, всегда хочется уменьшить затраты. Данил Краснов, директор компании «Бонсофт», не понаслышке знает, что такое проблема численности персонала и оптимального распределения задач. Он несколько лет проработал операционным директором в розничной торговле. А недавно у него появилась идея создания системы Bonsoft HRP. «Тема эта сегодня особенно актуальна для сферы FMCG: в рознице доля затрат на персонал высока, и ее в отличие, например, от арендной платы можно изменить достаточно быстро», – говорит Краснов.
Bonsoft HRP – система расчета оптимальной численности персонала в розничных магазинах, кафе, ресторанах, банковских отделениях и колл-центрах. Она помогает понять, какое количество трудовых ресурсов необходимо в тот или иной момент времени в зависимости от объема работы. Инвестиций на разработку базового функционала Bonsoft HRP потребовалось около 500 000 руб. Но поскольку проект находится на начальном этапе, это пока лишь малая часть вложений, замечает предприниматель. Bonsoft HRP Краснов начал предлагать недавно – всего два месяца назад. Сегодня у него пока два клиента – калининградские продуктовые сети Bon Ville и «Шато-Калининград», но переговоры ведутся еще с пятью.
Все идут в торговлю
Облачная система Mycroft Assistant оптимизирует управление складскими запасами. Сейчас продукт тестирует около 80 компаний, к концу года Mycroft Assistant планирует заключить более 100 контрактов. «В основном мы ведем переговоры со средним бизнесом, который имеет по нескольку торговых точек, часто разделенных географически», – говорит основатель и руководитель проекта Павел Ковтун.
А система Metacommerce позволяет ритейлерам следить за деятельностью конкурентов: какими товарами они торгуют, по каким ценам, какие промоакции используют. С помощью продукта компании «Метахаус» – Metacommerce можно в больших объемах собирать информацию с сайтов конкурентов и автоматически сопоставлять ее с ассортиментом и ценами клиентов «Метахауса», поясняет Павел Минченков, ее гендиректор. Основной пул клиентов «Метахауса» – крупные онлайн-ритейлеры.
И «Бонсофт», и Mycroft, и «Метахаус» были основаны в конце 2014 г. Даже в кризис торговля все равно остается относительно стабильным и крупным заказчиком различных IT-систем. Более того, по прогнозу Минэкономразвития, оборот торговли и платных услуг в России в 2015 г. из-за снижения покупательной способности будет на 3,8% меньше, чем в 2014 г. И сейчас ритейлеры оптимизируют затраты, снижают издержки и ищут способы увеличения среднего чека. Сегодня в России многие молодые IT-компании подвизаются на поприще обслуживания розничных сетей и магазинов.
На клиентуру из торговой сферы переключаются и давно существующие IT-компании. «Все идут в эту нишу, потому что есть хороший спрос», – говорит Ковтун.
Пощупать эффект
Алексей Костарев раньше был совладельцем компании I-Jet Media, разработчика игры «Счастливый фермер» для соцсетей. Когда проект закрылся, Костарев стал искать новую нишу, незанятую и с большими перспективами роста. И нашел ритейл. В кризис у торговых сетей растет спрос на IT-программы лояльности, говорит Костарев. Еще в 2011 г. Костарев разработал Giftoman – специальную систему лояльности на основе персональных карточек покупателя, накапливающих данные о его покупках. За 1,5 года вовлечь в карточную программу удалось 125 000 покупателей в Екатеринбурге. В 2014 г. идея переродилась в создание нового сервиса, который мотивирует уже не покупателей, а продавцов. Программа позволяет каждому кассиру на экране своей кассы видеть, сколько он совершил дополнительных продаж и каков его бонус. С новым сервисом компания вышла на рынок два месяца назад и уже в июне заключила пять соглашений с федеральными розничными сетями на проведение пилотных проектов.
Быстрее других
По прогнозу IDC, с 2013 по 2017 г. ежегодный рост расходов на IТ в России в среднем составит 6% и в 2017 г. абсолютный объем затрат будет $46,7 млрд. Предприятия розничной торговли покажут еще более высокий рост раходов на информационные системы – 10,7% в среднем за год. Для сравнения: прирост IТ-бюджетов банков и страховых компаний может составить 8,2%, считают в IDC.
Главным открытием для Костарева стало то, что прежний опыт работы с клиентами для розничной торговли бесполезен. Сетям нужен быстрый денежный эффект, рассказывает Костарев. По его словам, потенциальные клиенты всегда задают два вопроса: насколько увеличатся средний чек и дополнительные продажи после внедрения данного продукта? Не получив точного ответа, они уходят. Одним из первых клиентов Giftoman стала сеть лапшичных Ping Pong в Екатеринбурге. Они решили попробовать в работе систему мотивации продавцов. «Их премии мы привязали к продажам наполнителей в лапшу и напитков, – вспоминает предприниматель. – В результате средний чек вырос на 15%». В случае с «Бонсофтом» главный вопрос потенциального заказчика – насколько сократится численность персонала и зарплатный фонд, говорит Краснов.
«Большинство айтишников очень абстрактно смотрят на многие вопросы, – обращает внимание Ковтун. – Между тем нужно знать, как работает торговля, и уметь решать очень конкретные вопросы, например с правильной подачей товара со склада и т. п.».
Научить кладовщика
Значительную часть дохода IT-компании получают от обучения пользователей, ведь в торговле много относительно неквалифицированного персонала. Создатели Bonsoft HRP зарабатывают половину выручки на услугах по настройке приложения у клиента, обучению сотрудников и измерению HR-процессов. То же у Mycroft Assistant.
Недавно появившиеся продукты пока не приносят много денег. Месячный оборот компании «Бонсофт» – 400 000 руб. Такие же примерно достижения у Giftoman – 500 000 руб. в месяц, но Костарев надеется, что вложенные им в проект 47 млн руб. окупятся уже к концу этого года. У Mycroft Assistant годовой оборот может составить $100 000. А в компании «Метахаус», по словам Минченкова, – около 30 млн руб.
«Любое IT-решение, призванное упростить управление процессами, особенно рутинными, всегда будет востребовано, тем более что с развитием рынка электронной коммерции конкуренция усиливается, – считает Мария Заикина, представитель компании «Связной». – Мы, к примеру, тоже используем систему мониторинга цен Competera. Это особенно важно в моменты, когда идет конкуренция за продажи конкретного товара и цены меняются несколько раз в день». В относительно старых секторах IT-продуктов для розничной торговли, по словам Ковтуна, конкуренция высока, поэтому заработать много трудно, зато в пока слабо освоенных относительно новых нишах складских систем, систем электронного документооборота IT-компания с экспертизой легко найдет себе клиентов и заработает на хлеб с маслом, замечает Ковтун.