Рынок электронной коммерции в Индии делят иностранцы
Основная борьба развернулась между компаниями США и КитаяГлавная борьба, как ожидается, развернется между американскими компаниями и их азиатскими конкурентами. В первую очередь – китайскими. Притягательность Индии и для тех и для других очевидна. Потенциал у рынка огромный, но технологически страна еще недоразвита. А к 2020 г. число смартфонов вырастет до 750 млн, предсказывает Ericsson. Перспективы столь быстрого роста в прошлом году вызвали настоящее соревнование между венчурными фондами, кто больше вложит в страну. Бангалор, который считается IT-столицей Индии, становится городом экономического бума.
Индия – крайне притягательная страна для Google, Facebook, Twitter и других компаний, замысливших экспансию в Азию. Упомянутая тройка столкнулась в Китае с жесткими ограничениями своей деятельности. Онлайн-магазины, решившие работать в Пекине и Шанхае, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны местных проектов. Индия же относительно открытая территория.
У американских интернет-компаний есть фора. У Facebook, например. Индия стала второй по количеству пользователей страной для Facebook и третьей – для Twitter. Дело в том, что потребителей привлекают западные бренды. Через несколько лет Индия должна стать главным рынком для обеих компаний. И не беда, что крошечный местный рекламный рынок не обещает быстрой отдачи.
Amazon тоже агрессивно завоевывает Индию. В прошлом году он решил вложить в развитие своего бизнеса в этой стране $2 млрд. Это ответ на то, что местный конкурент, Flipkart, смог привлечь $1 млрд инвестиций. Непросто живется и Uber, который соперничает с местным сервисом по вызову такси Ola Cab, поддерживаемым японским SoftBank. Последний в прошлом году заявил, что в различные индийские проекты готов вложить $10 млрд.
Китайские компании обычно запаздывают с приходом, но их мощь не менее внушительна. Самые большие планы у Alibaba. В этом году она сделала дебютную инвестицию: вложила $500 млн в платежную систему PayTM, которая также управляет онлайн-магазином. Это рискует столкнуть лбами крупнейшего китайского онлайн-ритейлера и Amazon. А основатель Alibaba Джек Ма тем временем присматривается к новым сделкам.
Ставка на смартфоны
130 млн индийцев владели смартфонами по итогам 2014 г. Пользователи смартфонов – главная аудитория для различных проектов электронной коммерции. А через шесть лет владельцев смартфонов станет в 5 раз больше
В прошлом году в Индию пришел китайский производитель смартфонов Xiaomi, назвав эту страну самым важным для себя быстро растущим рынком. Многие аналитики полагают, что китайский поисковик Baidu и интернет-провайдер Tencent вскоре объявят о серьезных инвестициях. Приложение WeChat от Tencent – четвертый по популярности мессенджер Индии. На прошлой неделе китайская компания заключила соглашение с индийским кинопроизводителем Eros о бесплатном доступе к видео- и музыкальному контенту Болливуда.
Все эти азиатские компании обладают внушительными финансовыми ресурсами, позволяющими им перекраивать зарождающийся интернет-рынок Индии. Есть у них и еще одно преимущество. Их бизнес-модели куда лучше адаптированы к рынку дешевых товаров и услуг Индии, нежели у американских конкурентов.
Как и в Китае, главными пользователями на онлайн-рынке Индии будут владельцы смартфонов. Они очень чувствительны к ценам – где-то треть людей, купивших смартфон, ни разу не выходили в интернет из опасения потратить слишком много денег, гласит исследование Convergence Catalyst. Скептики часто ворчат, что на рынке стартапов страны одни лишь самопальные копии успешных иностранных проектов – от онлайн-ритейла до сайтов объявлений. Но и оригиналы вроде eBay или Groupon не очень преуспевают на местном рынке. «Простое клонирование мало что дает, – жалуется управляющий директор по Индии венчурной фирмы Sequoia Шайлендра Сингх. – Здесь нужны мутанты, т. е. с той же ДНК, что и у оригинала, но с дополнительными возможностями и опциями. Или же нужно выводить абсолютно новый вид, приспособленный к местным условиям».
Правда, это не означает, что китайцам приходится легче, чем американцам. Xiaomi продает неплохие объемы смартфонов, но показатели далеки от взрывного роста на родине. Однако бизнесу, изначально заточенному на работу в развивающейся экономике, легче адаптироваться к требованиям индийского рынка. Так что китайцы все-таки в выигрышном положении.
FT, 30.06.2015, Антон Осипов