Страны Восточной Европы хотят стать центрами инноваций
Что мешает развиваться молодым предпринимателям в бывших странах СЭВНовое лицо Восточной Европы для американцев – ведьмак Геральт из Ривии. Не литературный персонаж, а герой компьютерной игры. Разработчик игры – польская CD Projekt благодаря этому проекту вошла в топ разработчиков игр. Рыночная капитализация CD Projekt в 2013 г. была около 700 млн злотых. В июне, после того как на игру поступил 1 млн предзаказов, а сотни тысяч фанатов выстроились в очереди в компьютерные лавки, она достигла 2,25 млрд злотых ($600 млн). Несмотря на всю шумиху, варшавская компания скорее исключение, чем правило. Усилия остальных восточноевропейских компаний превратить регион в центр инноваций пока не увенчиваются столь же оглушительным успехом.
Известны многие восточноевропейские истории успеха. Skype придуман в Эстонии. Антивирусы AVG и Avast – в Чехии. Два словака разработали первый в мире серийный летающий автомобиль. «Здесь развит предпринимательский дух, – говорит управляющий партнер и сооснователь одного из крупнейших инвестбутиков региона, Trigon, Анджей Сикульский. Его компания в 2014 г. организовывала размещение на бирже LiveChat – разработанной в Польше b2b- и b2c-платформы для вывода товаров на мировые рынки.
В 2012 г. в Варшаве работало около 700 000 человек с технологическими дипломами, гласят данные Евростата, в Будапеште – более 350 000, в Праге – почти 200 000. В 2012 г. на 1000 жителей в возрасте 20–29 лет в Литве насчитывалось 23 свежеиспеченных выпускника с такими дипломами – самый высокий показатель в ЕС.
Павел Томчак – предприниматель, который помогает польским компаниям вести бизнес за рубежом. Он разыскивает соотечественников, которые иммигрировали и добились успеха в бизнесе и могли бы поделиться с поляками своими знаниями. «У нас есть отличные идеи, но инфраструктуры, которая в Кремниевой долине рассматривается как нечто само собой разумеющееся, у нас явно не хватает, – рассуждает он. – Однако где-нибудь всегда найдется человек, у которого есть и опыт, и желание помочь новому бизнесу окрепнуть».
Работать на себя
77% опрошенных группой Gfk молодых поляков уверены, что могут научиться предпринимательству. При этом 56% настолько верят в свои силы, что считают себя готовыми хоть сейчас открыть свою компанию. Юные поляки не очень рвутся работать по найму.
«Мы лет на 20 отстаем от стран вроде Израиля», – говорит основатель стартап-инкубатора Dirlango Лукаш Вейхерт. Он соглашается, что в Польше можно найти потрясающие бизнес-идеи: «Но во всем мире их ничуть не меньше. Идеям нужна почва под ногами. Честно говоря, стартаперы приходят и заявляют, что у них великий замысел, правда, нет покупателей, но себя они оценивают в 10 млн злотых. Я в таком случае обычно благодарю за потраченное время и прошу больше не звонить».
Сильная сторона поляков – технические навыки и способности к IT. Например, в прошлом году на Hello World Open, который называют чемпионатом мира по программированию, польская команда обошла более 2000 команд из 92 стран. Но инновациям мешает недостаточно развитая сфера венчурного инвестирования и R&D. Восточная Европа в 2013 г. потратила на научные исследования и разработки около 1,2% ВВП, гласят последние данные Евростата. В ЕС эта цифра в среднем 2%, а в Германии и Австрии достигает 2,8%.
В начале июня в Варшаве французский бизнес-акселератор 33entrepreneurs проводил конкурс польских стартапов. Устроители конкурса стартапов уже побывали в Сан-Франциско, Берлине и Иерусалиме в поиске интересных проектов. В этом году они впервые выбрали страну Восточной Европы. Среди идей поляков – приложение, подбирающее к блюдам подходящее вино, или сервис, где объединяются попутчики, желающие полететь на самолете в одном направлении.
Польские стартаперы жалуются на трудности с поиском финансирования и отсутствие координации между бизнес-инкубаторами, компаниями и университетами. «В стране всего около семи десятков венчурных компаний, – говорит Элиза Кручковская, возглавляющая Startup Poland Foundation. – Их число увеличивается, но до западных стартап-хабов еще очень далеко».
В этом году конкурс 33entrepreneurs выиграл польский стартап, выпускающий аудиогиды для смартфонов. Он сможет получить 250 000 евро инвестиций. Пользователи приложения могут создавать свои экскурсии и делиться ими с другими пользователями. Его создатели хотят, чтобы в нем были экскурсии по любому уголку мира. «Главная проблема – в размере внутреннего рынка. У наших потенциальных клиентов слишком мало денег, чтобы работать с нами, – говорит 26-летний директор этого стартапа по бизнес-развитию Мачей Франкович. – Мы хотим запуститься там, где туризм более развит. Великобритания и Франция – естественный выбор». Основные клиенты AudioTrip – государственные учреждения вроде музеев и зоопарков. Сейчас продажи b2b – главный источник выручки. В портфолио компании 200 экскурсий в 20 странах и более 20 000 пользователей.
FT, 5.06.2005, Антон Осипов