Зачем производителю майонеза понадобился инкубатор стартапов

Нижегородский масложировой комбинат готов вложить в стартапы 1 млрд рублей
А. Таранин
А. Таранин

Раньше самым популярным соусом в России был майонез, – рассказывает Иван Сидорок, совладелец ГК «НМЖК», председатель совета директоров «Enactus Россия». – Его и сегодня потребляют до 94% российских семей. И все же, по нашим подсчетам, в ближайшие пять лет спрос на этот продукт останется на достигнутом уровне, в то время как другие категории соусов (кетчупы, салатные заправки и т. д.) будут ежегодно демонстрировать рост потребления на 6–9%». Рынок майонеза стагнирует – люди предпочитают нишевые продукты, например соусы. НМЖК уже производит линейку из 10 соусов «Астория». В 2012 г. их доля в совокупной выручке от майонезов и соусов составляла 9%, а по итогам 2014 г. она достигла почти 15%. В абсолютном выражении объем продаж этого продукта в прошлом году практически удвоился по сравнению с 2012 г. Но нужны новые продукты. Однако разработка новых рецептов соусов – дело весьма капиталоемкое и с непредсказуемым результатом. Это удел фанатиков и узких специалистов, а производители майонезов работают в первую очередь на конвейер, говорят в НМЖК. Поэтому НМЖК собирается инвестировать 1 млрд руб. в успешные кулинарные стартапы, дабы они разработали комбинату новые нишевые продукты.

Секретная лаборатория

В прошлом году Сидорок на собственные деньги запустил центр кулинарных стартапов Mabius – это лаборатория общей площадью 50 кв. м, расположенная на территории завода «Кристалл». «Сегодня большое будущее пророчат персонализированному производству, – уверен он. – Выиграет тот, кто наладит непрерывный поток свежих идей и решений. Взять, к примеру, бренд смузи innocent, который вырос из хендмейда в одного из лидеров рынка напитков Англии и был куплен компанией Coca-Cola. Или Red Bull – сначала это был напиток для экстремалов, теперь – мейнстрим. Собственно, такую траекторию роста мы и рассчитываем повторить, хотя понимаем, что из 1000 стартапов так выстрелить может только один».

Сделать ставку на нишевые продукты в НМЖК решили еще и по другой причине. У НМЖК инвестиции во внутренние разработки составляют 1% от оборота (за 2014 г. выручка группы составила около $2 млрд, по данным компании). Эффективность этих вложений в последнее время оказывается невысокой или даже отрицательной в сравнении с теми прибылями, которые в краткосрочной перспективе смогут принести успешные продукты. Да и само количество выведенных на рынок продуктов невелико. По данным компании, в R&D-отделе НМЖК работают 30 человек. Из них розничными продуктами заняты 18 – это пищевики-технологи. Общее число разработок – около 60 в год (64 за 2014 г.), из них внедренных – всего пять. «Через сотворчество со стартаперами в два раза быстрее и раза в три дешевле обходится запуск нового продукта», – замечает Андрей Рывкин, директор центра Mabius.

Mabius – это экспериментальная лаборатория, которая нужна для создания прототипа продукта, поясняет Сидорок: «На ее оборудовании мы создаем микропартии, т. е. тот объем продукта, который невозможно произвести в домашних условиях».

В тренде

«Нишевые продукты сегодня – это тренд, – рассуждает Любовь Горбунова, партнер консалтинг-центра «Шаг», – но ниша все же должна быть достаточно крупной. Компаниям, которые имеют свои розничные сети, легче продвигать малоизвестный бренд, а производителям вроде НМЖК еще нужно достучаться до магазинов, которые живут за счет массовых товаров. Половина стартапов НМЖК по этой причине вряд ли пробьется в продажи».

Весь прошлый год лаборатория работала в тестовом режиме. Из 40 заявленных стартапов в финал вышли четыре продукта, и пока лишь один из них – фрустики «Marc & Фиса» – в начале апреля поступил в продажу сети магазинов «Азбука вкуса». Это детский снэк без сахара, из злаков и натуральных овощей и фруктов, который придумала предприниматель Александра Шафорост. Инвестиции Mabius в этот продукт составили 3 млн руб., ожидаемый оборот к концу 2015 г. – 15 млн руб. «Александра уже стартовала самостоятельно в премиальном сегменте с печеньем, гранолой и леденцами «Marc 100% натурально», – рассказывает Сидорок. – Однако для выхода на другой уровень бизнеса ей нужны были сторонние инвестиции, структурированный маркетинг и другие масштабы производства».

Как пояснили в Mabius, чтобы запустить новый продукт в том объеме, который можно считать массовым, инвестиции в него должны составлять от 10 млн до 20 млн руб. До конца этого года центр ставит задачу найти 50 новых продуктов питания и инвестировать в них. Одна беда – не все предприниматели идут дальше красивой идеи. «Почти 90% действуют по формуле: минимум усилий – максимум результата», – расстраивается Сидорок. Многие даже не смогли заполнить заявки – составить толковую бизнес-модель и рассчитать инвестиционную модель.

С предпринимателем, чья идея кажется перспективной, Mabius заключает соглашение и создает совместное ООО. «Доля стартапера в бизнесе может составлять от 5 до 50%, – делится Рывкин. – Все зависит от того, с чем к нам приходит человек. Если только с идеей проекта, в который еще нужно много вкладывать, то доля меньше. Если это уже свое отлаженное мини-производство, то доля больше».

Инвестиции в первую лабораторию центра кулинарных стартапов составили 40 млн руб. Эти деньги пошли на закупку оборудования, проведение тестов, зарплаты технологам. К концу года Mabius собирается создать две дополнительные лаборатории для новых стартапов. Бюджет на 2015 г. составляет 1 млрд руб. – это деньги НМЖК как генерального заказчика Mabius.

Откормить и продать

В команде Mabius 15 человек. Помимо Сидорка и Рывкина еще четыре человека работают на аутсорсинге: они занимаются исследованием потенциальной аудитории проекта и дают рыночную экспертизу. Также на проекте задействовано три технолога, два маркетолога, один специалист по работе с торговыми сетями и те, кто занимается продвижением самого инкубатора Mabius и брендов стартаперов.

По словам Рывкина, НМЖК хочет выйти в пять смежных с текущим бизнесом продуктовых категорий: кондитерские изделия (мучные и сахаристые), соусы, масла, спреды, переработанные снэки. Пока в пилотном режиме Mabius вывела на рынок лишь один продукт (вышеупомянутый «Marc & Фиса»), но надеется вывести в торговые сети еще пять новых брендов к началу следующего года. «Помимо выполнения работы, интересной НМЖК, Mabius будет функционировать как классический инкубатор стартапов с онлайн-платформой, через которую любой инвестор сможет связаться с предпринимателем и проинвестировать его проект», – говорит Рывкин. Через полтора-два года, надеются в Mabius, компания «Marc & Фиса» будет стоить от $30 млн – и тогда можно будет подумать о ее продаже.

В НМЖК намерены поддерживать не только гастрономические стартапы. Компания собирается развивать проект «Умная полка» и сейчас отбирает для него подходящих исполнителей – IT-стартаперов. «Наша задача – по максимуму нашпиговать полку различными технологическими приспособлениями, позволяющими лучше понять потребителя, улучшить user experience по взаимодействию с товаром, полкой и т. п.», – поясняет Сидорок. Также НМЖК готов вкладываться в стартапы, предлагающие решения по повышению среднего чека в офлайне, а также в разработки big data, заявил представитель компании на недавней конференции по ритейлу.

«Что касается стартапов в сфере питания, то здесь высок риск списания инвестиций, это будет хорошо, если 5% проектов окажутся более или менее успешными», – оценивает Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «Финам». Чтобы привлекать инвестиции на разработку нишевых продуктов питания, в команде должны работать люди с опытом, профессионалы, а не простые энтузиасты, говорит эксперт. К тому же сектор рынка, на котором этот продукт создается, должен быть динамичным и иметь потенциал хотя бы в несколько миллиардов рублей, добавляет он.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)