Власти Гуанчжоу запускают собственный аналог американского сервиса Uber
Почему у Uber очень мало шансов на успех в КитаеКитайскую версию решено назвать Ruyue (переводится как «по предварительной записи»). Главное отличие этого приложения для смартфона от Uber – с его помощью можно вызвать только машины четырех государственных таксопарков, которым конкуренция с Uber до последнего времени портила немало крови. Совпадение по времени новости о государственном сервисе и закрытия местного Uber породило некоторые сомнения. Напомним, что 1 мая 2015 г. полиция провела рейд в офисе Uber в Гуанчжоу, который состоит из двух человек. Офис был закрыт, оборудование конфисковано под предлогом того, что у компании нет местной лицензии на ведение бизнеса. Пока новая лицензия оформляется, офис не откроется, заявила Uber.
«Сложно сказать, имел ли полицейский рейд против Uber какое-либо отношение к запуску нового приложения, но было бы естественно предполагать наличие связи, – рассуждает гендиректор iMedia, интернет-консалтингового агентства из Гуанчжоу, Чжан Ли. – Все это похоже на расчистку поля деятельности для государственного проекта».
Мест нет
Согласно исследованию компании Enfodesk, к концу 2014 г. рынок онлайн-сервисов для вызова такси в Китае был поделен между двумя местными игроками: Kuaidi Dache (56,5% рынка) и Didi Dache (43,3%). Они работают в низшем ценовом сегменте. На долю прочих компаний, в том числе и Uber, приходилось всего 0,2% рынка. В марте 2015 г. Kuaidi и Didi объявили об объединении.
Госкомпании доминируют во многих сферах экономики Китая. Но они сталкиваются со все более жесткой конкуренцией со стороны интернет-проектов, которые подрывают статус-кво на рынках, где госгиганты работают малоэффективно. Сюда относятся транспорт и финансовые услуги.
Сервисы по вызову такси, будь то заграничные варианты Uber или местные аналоги, вызывают повышенное внимание регуляторов во многих городах Китая, где нелегальный извоз, а попросту бомбилы, запрещен. Впрочем, это свойственно не только Азии. Uber периодически запрещают или пытаются запретить и в Европе, и в Америке, и в России. Подобные ему сервисы обходят запрет на перевозку людей без лицензии, предлагая услуги не такси, а аренды машины с личным водителем. С одним из сервисов Uber под названием People’s Uber, который конкурирует с дешевыми такси, практически все поездки осуществляются на личных машинах.
Эксперты говорят, что Uber опоздал к разделу китайского рынка сервисов по вызову такси и нынешняя его доля мала, меньше процента. В Uber же уверяют, что в дорогом сегменте рынка (где клиентов обслуживают машины Audi и другие машины представительского класса) у него, точнее у его приложения UberBlac, более сильные позиции.
Ruyue управляется операционным центром общественного транспорта Гуанчжоу. Приложение уже работало в тестовом режиме. Обкатка показала, что сотрудничать с Ruyue теоретически может любой перевозчик. Но на практике отбор прошли четыре лицензированных таксопарка – Baiyun, Guangjun, Jiaotong и Lixin, сообщает газета Southern Daily. Сейчас в нем зарегистрировано 3000 машин. Городские власти обещают, что приложение станет доступно для скачивания в течение нескольких недель, но не указывают точную дату.
В компании отказываются комментировать запуск Ruyue. «Сложно ожидать многого от Ruyue – это государственный проект, который сотрудничает с четырьмя государственными автопарками. Так что монополию он явно не грозит разрушить», – заключает Чжан Ли.
FT, 25.05.2015, Антон Осипов