Стало известно, в каких отраслях быстрее всего делают карьеру в России

Исследователи изучили истории успеха 7100 менеджеров среднего и высшего звена
Карьерный лифт лучше всего работает в сегменте продаж и работы с клиентами
Карьерный лифт лучше всего работает в сегменте продаж и работы с клиентами / А. Гордеев / Ведомости

Специалисты исследовательского центра Superjob.ru в апреле 2015 г. изучили послужные списки 7100 соискателей работы уровня среднего менеджмента и руководителей высшего звена. Судя по полученным данным, шансы в быстром достижении уровня менеджера среднего звена у мужчин и женщин равны, тогда как дальнейшее продвижение по службе – к топ-позициям – лучше получается у представителей сильного пола.

Лишь пост директора по персоналу безоговорочно женский (83% HR-директоров – дамы) и немного больше женщин, чем мужчин, на должности директора по рекламе и PR (55%). В остальных случаях численный перевес на стороне мужчин.

Быстрее всего сотрудники-мужчины занимают позиции руководителя отдела по работе с клиентами – в среднем за пять лет (женщины – за семь). До должности руководителя отдела продаж, отдела рекламы и PR мужчины дорастают за шесть лет, тогда как женщины – за семь, до руководителя HR-отдела – за восемь лет (женщины – за девять).

Относительно быстро – и с равной скоростью – мужчины и женщины достигают руководящих постов в отделе маркетинга (за семь лет), логистики (за восемь лет), юридическом и планово-экономическом отделах (также восемь лет). Мужчины из простого бухгалтера становятся главными бухгалтерами за девять лет (женщины – за 11).

А дольше всего мужчины добиваются должности руководителя сервисно-технической службы (14 лет). Также одно из самых долгих восхождений – у руководителей отделов снабжения: их карьерный путь занимает около 11 лет, как у мужчин, так и у женщин.

Быстрый взлет

Бурный рост бизнеса в 2000-х гг. создавал карьерные трамплины, когда после года-двух работы люди в считанные месяцы проходили путь до уровня руководства региональными подразделениями.

У женщин быстрее всего получается возглавить отделы дизайна и обучения персонала (в среднем за шесть лет против восьми и 11 лет у мужчин соответственно). Раньше мужчин женщины занимают посты руководителей интернет-проектов (примерно восемь лет, у мужчин – 10).

Наталья Голованова, руководитель исследовательского центра Superjob.ru, говорит, что если уж женщины ввязываются в карьерные гонки, то почти наверняка мужчин опережают. Именно женщинам приходится жертвовать семьей ради карьеры. И если уж эта жертва принесена, женщина стремится выжать из этой ситуации по максимуму.

Карьерный лифт лучше всего работает в сегменте продаж и работы с клиентами: здесь быстрее всего можно вырасти до руководителей отделов и позиций директоров. Директором по продажам и директором клиентского департамента женщины становятся в среднем через восемь лет от начала карьеры, мужчины – через девять лет. Примерно за тот же срок (восемь лет) женщины добиваются должности директора по маркетингу, в то время как у мужчин подобное восхождение занимает на два года больше. Карьерный олимп – должность генерального директора женщинам покоряется в среднем на два года раньше, чем мужчинам (14 и 16 лет соответственно). Мужчины достигают поста коммерческого директора за девять лет (женщины – за 11), финансового директора – за 10 лет (дамы – за 12).

Марат Исмагулов, старший консультант компании RosExpert, отмечает, что российский бизнес всегда был моложе международного: средний возраст СЕО в России – 45–55 лет, в то время как за рубежом 45-летние СЕО скорее редкость. Сейчас, говорит эксперт, большинство компаний уже достроили свою оргструктуру и скорость подъема по карьерной лестнице в них замедляется.