Аргентинский стартапер создал успешный аналог eBay в своей стране
Идея прижилась и принесла большие дивидендыВ 1999 г. Маркос Гальперин основал с партнером компанию, которую теперь все называют не иначе как латиноамериканским eBay. С тех пор утекло много воды. Но 43-летний предприниматель так и не растерял юношеского задора, с которым некогда создавал MercadoLibre, самую известную в регионе площадку для интернет-торговли. «Я чувствую себя так же, как 15 лет назад. Руки так и чешутся что-нибудь сделать. Будто я начинаю какое-то новое дело», – заявляет гендиректор MercadoLibre. Он знает, что его сайт стал флагманом электронной коммерции в Латинской Америке, но убежден, что интернет-торговля на континенте еще только зарождается. Ей есть куда развиваться.
Внешне Гальперин почти не изменился с того дня, когда основал MercadoLibre. Он по-прежнему носит толстовки. На диване сидит, развалившись в свободной позе, на коленях у него компьютер. В таком виде предпринимателя легко принять за одного из сотрудников MercadoLibre в Буэнос-Айресе. Шумный, гудящий голосами офис компании занимает три последних этажа сверкающего стеклом небоскреба.
Но чтобы оказаться в этом небоскребе, Гальперин прошел долгий путь. Он начал его в семейной мастерской по выделке кожи, где впервые стал работать над созданием сайта MercadoLibre. Это было в 2000 г., незадолго до того, как лопнул интернет-пузырь, что могло погубить едва зарождающийся бизнес. Но Гальперин знал, как получить финансирование. На руку ему сыграл опыт, полученный ранее в JPMorgan и в финансовом подразделении крупнейшей аргентинской нефтяной компании – YPF. Поддержка со стороны инвесторов помогла MercadoLibre пережить кризис на интернет-рынке.
Предприниматель и сейчас хорошо помнит, как убедил первого инвестора поддержать его проект. Гальперин в то время учился в Стэнфордской школе бизнеса. Однажды он подвозил в аэропорт финансиста Джона Мьюза, который только что прочитал в Стэнфорде лекцию. По дороге молодой человек поделился с инвестором своими идеями. К моменту, когда соучредитель фонда прямых инвестиций Hicks Muse Tate взошел на борт своего частного самолета, он уже был уверен в том, что Гальперину надо обязательно помочь.
В Латинской Америке в то время у Гальперина было 40 конкурентов, но лишь немногие смогли привлечь финансирование, рассказывает предприниматель. Сам он смог заручиться поддержкой финансистов из JPMorgan, Goldman Sachs, GE Capital. «Мы были единственными на рынке, кто не вышвыривал деньги на рекламу в СМИ. Вместо этого мы занялись формированием команды и выпуском качественного продукта. Это отличало нас от многих», – рассказывает он. Его партнером был Хернан Казах, который в те годы тоже учился в Стэнфорде. 10 лет назад Казах ушел из компании.
Торговля на сайте MercadoLibre идет оживленно даже в такой неблагополучной с экономической точки зрения стране, как Венесуэла. Традиционная розничная торговля здесь задыхается в условиях строгого законодательства, что приводит к печальному результату: полки магазинов пустуют, население бедствует и пытается продать как можно больше своих личных вещей, а многие просто боятся ходить в магазины, потому что в стране процветает преступность и воровство. «Чем менее эффективно работают розничные сети, тем больше пользы мы можем принести обществу», – говорит Гальперин. Доступ в интернет означает, что потребители в глубинке могут покупать те же товары и по тем же ценам, что и жители больших городов, а мелкие производители не должны стремиться продать свой товар только через крупные розничные сети. «Google облегчил людям доступ к информации, Facebook дал возможность людям публично высказывать свои мнения, а мы облегчаем процесс приобретения товаров», – говорит он.
На всю страну
30 млн покупателей и продавцов Латинской Америки встретились в прошлом году на интернет-площадке MercadoLibre. Здесь продавалось все от компьютеров до автомобилей
В 2001 г. на фоне тяжелого кризиса в Аргентине компанией MercadoLibre вдруг заинтересовалась eBay. Американцы купили 19,5% акций аргентинской компании. У MercadoLibre до сих пор особые отношения с eBay. Это, с одной стороны, акционер, с другой – конкурент. Гальперин шутит, что их связывают отношения любви и ненависти. Но что самое главное – американский гигант торжественно пообещал не возвращаться на латиноамериканский рынок хотя бы в ближайшие пять лет. Это позволило MercadoLibre захватить рынок и получить максимальное инвестирование к моменту выхода на нью-йоркскую биржу NASDAQ в августе 2007 г.
Сейчас капитализация MercadoLibre составляет $6 млрд. Ежегодная валовая выручка всех продавцов площадки составляет почти $8 млн. Зарабатывает MercadoLibre на комиссии со сделок и интернет-рекламе. Немалый доход приносит и MercadoPago, собственная платежная система компании. Гальперин считает эти показатели ничтожными по сравнению с тем, что он думает зарабатывать через 20 лет. Сейчас в интернет-торговлю вовлечено только 5% населения Латинской Америки. Для сравнения: в США этот показатель составляет 15%. По прогнозам аналитиков, рост количества интернет-покупателей в Латинской Америке в ближайшие пять лет позволит MercadoLibre удвоить валовую выручку всех продавцов.
Гальперин мечтает привлечь крупные розничные сети. «Традиционный розничный бизнес наконец начинает понимать, что надо быть там, где все чаще бывают их клиенты. Мы помогаем розничным компаниям успешно наладить продажи в интернете. Большинство из них уже стали нашими клиентами», – объясняет предприниматель. Он добавляет, что уже около 500 розничных сетей открыли на MercadoLibre свои онлайновые магазины. И все же Гальперина сильно беспокоят примеры, когда компании «начинали за здравие, а заканчивали за упокой». Он вспоминает, как eBay была вынуждена уйти из Китая, потому что ее потеснил с местного рынка Alibaba. Не менее поучительны истории MySpace и BlackВerry. Эти компании были лидерами рынка, но в какой-то момент перестали рождать инновации и сразу уступили свое место конкурентам. «Вот что делает мою работу такой увлекательной. Я люблю быть победителем. Это и весело, и интересно», – радостно заключает Гальперин.
FT, 19.05.2015, Мария Подцероб