Международные корпорации нанимают все меньше бухгалтеров, кадровиков и IT-специалистов
Учетно-управленческие системы начинают заменять собой целые отделыЕще пять лет назад 80 служащих и продавцов оператора сети придорожных комплексов Pilot Travel Centers тратили в общей сложности 3200 часов в неделю, заполняя и проводя заказы на тысячи наименований товара, от сахара до дизельного топлива. Они заводили эти заказы в общую систему и распечатывали тысячи чеков для оплаты поставщикам. Запихивали их в конверты, клеили марки и несли на почту. «Это было утомительно», – вспоминает казначей Pilot Travel Centers Дэвид Клозье. Немудрено: компания управляет более чем 500 заправками и придорожными кафе под брендом Pilot Flying J по всей Америке.
Теперь вместо человека это все делает робот, а точнее – программное обеспечение. Поставщики шлют электронные счета в Pilot Travel. Там компьютер их оплачивает и заносит в базу. В итоге оплатой занимаются всего 10 сотрудников, тратя на это около 400 часов в неделю.
Роботы успешно теснят подразделения финансов, заменяя собой целые отделы. Под угрозой те, кто отвечает за выставление счетов, их оплату, контроль запасов, нужных для бесперебойного производства, оценку кредитных рисков. Среди тех, кто доверил программному обеспечению свои деньги, гиганты вроде Pilot Travel, Verizon Communications и GameStop. С 2004 г. среднее количество штатных сотрудников финансовых департаментов крупных компаний упало на 40% – около 71 человека на каждый $1 млрд выручки вместо прежних 119, гласят данные консалтинговой фирмы Hackett Group.
Verizon с выручкой $127,1 млрд в 2014 г. снизила количество записей, вводимых ее сотрудниками в Excel каждый год вручную, на четверть – с 14 000 до 10 500. К концу года каждый сотрудник Verizon будет вносить еще на 1400 записей меньше и сокращение составит 35%.
Бухгалтера вон
Компании США отдавали несложные и требующие ручного труда операции на аутсорсинг в страны с дешевой рабочей силой. Теперь аутсорсинговые компании тоже автоматизируются и сокращают людей.
Урезать траты на бэк-офис – давняя мания корпораций. А после финансового кризиса их руководство стало чаще задумываться о сокращении операционных издержек, говорит Майкл Армстронг, ведущий сотрудник Deloitte Consulting: «Компании все больше превращаются в скряг». Крупные корпорации нанимают на 44% меньше сотрудников отдела IT и на 20% меньше кадровиков, нежели 10 лет назад, гласят данные консалтинговой фирмы Hackett. Отчасти это объясняется возросшим уровнем автоматизации.
Теперь даже аутсорсинговые компании прибегают к автоматизации ради сокращения затрат. Розничная сеть GameStop заключила контракт с компанией Ecova, чтобы та занималась проверкой и оплатой услуг связи и электроэнергии для 4400 американских магазинов GameStop. В Ecova используют ПО, автоматически оплачивающее счета, и постоянно ищут новые пути сокращения расходов. Сеть же GameStop сократила около 15–20 рабочих мест в департаментах, отвечающих за оплату счетов, контроль за складскими запасами и аудит, рассказывает финансовый директор компании Роберт Ллойд. Всего в ритейлере с ежегодной выручкой $9,3 млрд работает 18 000 человек, 120 из них – в отделе финансов.
Компания Wolters Kluwer, специализирующаяся на IT-услугах, использует ПО Oracle Hyperion, чтобы составлять ежеквартальную отчетность. Раньше этот процесс занимал 10 дней. Теперь – вдвое меньше. Сбор финансовой информации требует все меньше сотрудников. Но вместо них Wolters Kluwer нанимает больше аналитиков, которые изучают финансовую информацию в попытке улучшить планирование и прогнозирование. Финансовый директор компании Кевин Энтрикен жалуется, что компании яростно конкурируют за грамотных аналитиков, так что эта профессия становится все более высокооплачиваемой, да и хороших кандидатов трудно сыскать.
В вузах вроде Brigham Young University или Университета Денвера помимо обычных дисциплин сейчас преподают работу в программах SAP, Oracle и Microsoft. В краткосрочном периоде автоматизация не грозит уменьшением рабочих мест, рассуждает Михир Шукла, гендиректор компании Automation Anywhere, специализирующейся на автоматизации фронт- и бэк-офисов. Но в долгосрочной перспективе она позволит бизнесу работать более эффективно: «Когда думаешь как человек, можешь делать ограниченный набор вещей. Но когда мыслишь как робот, открывается куда больше возможностей». В Pilot Travel Centers в финансовом отделе работает около 200 человек, как и пять лет назад. Но за это время количество заправок и кафе у компании выросло примерно с 300 до 500. «Наш девиз – нанимай компьютеры, а не людей», – шутит казначей компании Клозье.
WSJ, 5.05.2015, Антон Осипов