Как профсоюзы нового типа отстаивают права офисных работников

В стране появляются первые профсоюзы «белых воротничков», в которые вступают программисты, страховые оценщики и операторы колл-центров
А. Таранин
А. Таранин

В феврале 2015 г. операторов колл-центра петербургской компании «Воентелеком» руководство попросило взять на себя дополнительную нагрузку – помимо звонков, составлять онлайновые заявки для контрагентов в других городах. Группа из 12 человек была набрана под конкретный госконтракт на 10 месяцев и занималась обзвоном инженеров и бригадиров фирм – подрядчиков «Воентелекома», чтобы контролировать их работу. Работодатель хотел, чтобы операторы выполняли дополнительную работу бесплатно. Тогда группа написала письмо генеральному директору Александру Давыдову, указав на то, что их трудовые контракты этой работы не предусматривают, но что сотрудники готовы выполнять ее за дополнительную плату. Руководство, по словам сотрудника колл-центра Артема Погодина, отказалось и стало угрожать несогласным операторам лишением премии. Угроза была серьезной: ежемесячный заработок операторов колл-центра на 50% формировался из оклада и на 50% из премий. Тогда-то группа Погодина вступила в профсоюз IT Union, входящий в территориальное объединение МПРА. «С февраля мы платим в IT Union взносы в размере 1% от зарплаты через бухгалтерию», – говорит Погодин. Дмитрий Кофанов, генеральный директор компании NS Consulting, указывает на то, что телефонисты имеют право отказаться от бумажной работы, раз она не значится в договоре. Но это только теория, добавляет Кофанов, потому что прописать все обязанности человека в трудовом договоре невозможно. «Трудовой договор содержит спорные положения, и нам нужна была помощь профсоюза в толковании договора», – объясняет Погодин.

IT Union – один из немногих в стране профсоюзов белых воротничков. Он был создан в мае 2013 г. друзьями-программистами из Санкт-Петербурга Александром Назаровым, Алексеем Крячко (нынешним председателем IT Union) и Евгением Кузнецовым. Поводом для его создания стал трудовой конфликт Назарова, которому руководство его компании (которая банкротилась с переоформлением персонала на другое юрлицо) не хотело выплатить долг по зарплате и компенсацию в два оклада, положенную при сокращении. «Сражался с работодателем три месяца, выиграл и получил и долг, и компенсацию в два оклада», – говорит Назаров. За время борьбы Назаров хорошо изучил Трудовой кодекс (ТК), с головой погрузился в тему трудовых конфликтов и решил создать профсоюз айтишников IT Union. Сейчас в IT Union около 100 членов.

Один в поле воин

Руководитель орготдела МПРА Петр Принев рассказывает, что к нему часто обращаются инициативные группы банковских служащих. Они жалуются на незаконные увольнения, непрозрачную систему начисления бонусов, низкие зарплаты операционистов. Но вступить в профсоюз до сих пор никто не отважился, потому как в банковской сфере работодатель дает строптивым сотрудникам такие рекомендации, что те потом не могут устроиться ни в какой другой банк. Кроме того, белые воротнички разобщены. Например, большинство программистов, говорит Назаров, трудятся в мелких компаниях и IT-отделах и не знают о происходящем за пределами их рабочих мест. Они искренне думают, что их трудовые условия уникальны. Но проблемы у всех одинаковые, уверяет Назаров: незаконное увольнение без компенсаций, серые зарплаты, неоплачиваемые переработки, нежелание работодателей заключать официальные трудовые договоры.

Петр Бизюков, ведущий специалист «Центра социально-трудовых прав», называет и другое препятствие для образования профсоюзов белых воротничков – индивидуализм офисных служащих. По его словам, офисные работники буквально напичканы лозунгами типа «нужного работника никто не уволит, поэтому становись нужным» и т. п. Многие даже считают, что работодатель вправе требовать от работника увольнения по собственному желанию, если ему надо сократить персонал. Назаров указывает на то, что профсоюз белых воротничков трудно создать. Но ему легче работать, нежели классическим рабочим или отраслевым профсоюзам. Последние должны набрать в свои ряды 30% рабочих, чтобы представлять сотрудников на переговорах о заключении коллективных договоров с работодателями, а ячейкам белых воротничков не нужна массовость: достаточно, чтобы в профсоюз вступило несколько человек – и можно увлечь весь коллектив этой компании идеей защиты своих прав, говорит Александр Назаров. Сейчас в IT Union около 100 членов представляют около 60 фирм.

Непуганый работодатель

У профсоюзов белых воротничков собственные инструменты борьбы с работодателями. Это не митинг, пикет или забастовка, а консультация юриста. Погодин считает, что профсоюз нужен в первую очередь для юридической поддержки, потому что у людей нет денег на юристов и нет времени самостоятельно штудировать ТК. Кроме того, у профсоюза есть опыт разрешения трудовых конфликтов.

Офисная армия

По данным Росстата за 2014 г., в России насчитывается 11,127 млн человек офисных работников. Это минимальная оценка без учета административного персонала в сфере услуг, ЖКХ, торговли и сельского хозяйства.

Сам факт появления профсоюзной ячейки в отрасли, где прежде о трудовом движении ничего не слышали, пугает работодателя и дает позитивный эффект, говорят профактивисты. Крячко говорит: «В нашем секторе работодатели не привыкли, что люди защищают свои права, поэтому обычно дальше первого серьезного разговора с работодателем конфликт не развивается».

Другой важный инструмент влияния на работодателя – пиар. В IT-сфере компании пекутся о своей репутации. Например, они работают на Microsoft и боятся, что, если Microsoft узнает, что у его подрядчиков проблемы с законом, он может их сменить. «Мы используем для пиара форумы, сайт it-union, страницу IT Union во «В контакте», у которой 1500 подписчиков, а также сарафанное радио», – рассказывает Крячко.

Назаров приводит в пример недавний случай, когда сотрудник новосибирской софтверной компании «Академ-медиа» написал статью, где говорилось о том, что работодатель оформляет на работу сотрудников только после того, как они пройдут испытательный срок, и не обеспечивает им должных условий труда во время этих трех месяцев, и разместил ее на сайте it-union. «В течение нескольких дней все неоформленные сотрудники были оформлены. Всем выдали столы и все, что было необходимо для работы. Оказалось достаточно одной публикации», – рассказывает Назаров.

Найти свежие силы

Если рабочие состоят в профсоюзе годами, то офисные работники не задерживаются в профсоюзе после победы в трудовом конфликте, говорит Иван Милых, председатель «Новых профсоюзов», они перестают ходить на собрания и платить взносы. Правда, Погодин и его коллеги выходить из профсоюза не собираются, несмотря на то что их трудовой конфликт с руководством «Воентелекома» разрешится в конце мая естественным путем. Дело в том, что их трудовой контракт истекает 25 мая и все семь человек уже получили уведомление о том, что «Воентелеком» не собирается продлевать договор. Но Погодин доволен, что его группа послужила примером для остальных сотрудников «Воентелекома» и что в IT Union начинают вступать его коллеги.

О серьезности проблемы пополнения рядов свидетельствует и раскол в руководстве IT Union. «Некоторые считают, что нынешний сервисный характер работы IT Union («мы им услуги – они нам взносы») правилен. Другие же говорят, что нужно заниматься продвижением идеи. Мы уже начали ходить по университетам, разговаривать со студентами», – рассказывает Крячко.

Бизюков предполагает, что попытки создания профсоюзов офисных работников будут множиться, так как потребность в защите их трудовых прав в кризис только обострилась. Но эксперт сомневается в том, что такие профсоюзы станут массовым явлением. У офисных работников редко встречаются уникальные квалификации, их легко заменить, а значит, их несложно запугать. И больше всего они боятся, что работодатель даст им плохие рекомендации. Из двух зол – надолго остаться без места или уйти без скандала на невыгодных для себя условиях – белые воротнички предпочитают второе.