Музыкант из Руанды из потребителя спиртного переквалифицировался в производителя

Поп-звезда из Руанды создал собственный ликерный бренд «Эстрадный артист»
Основу экономики Руанды составляет сельское хозяйство
Основу экономики Руанды составляет сельское хозяйство / F. Scoppa / AFP

Не так уж много есть в мире известных спиртных напитков, названных в честь коровы. Но если замысел Альберта Рудацимбурвы удастся, то их вскоре станет на пять больше. Ведущему ток-шоу, музыканту и предпринимателю из Руанды настолько надоело переплачивать в барах и магазинах за импортный алкоголь, что он решил гнать свой собственный. «Почти все, что здесь потребляют люди, заграничное и жутко дорогое, от макарон до алкоголя. Это сумасшествие какое-то, ведь мы можем производить все это сами», – кипятится Рудацимбурва. Последние два года он провел в постоянных дегустациях ликеров в местных лабораториях. Он искал рецепт, который сделал бы руандийский ликер «таким же клевым, как фанк». Его замыслом было взять местные кофе и лимон, сделать из них сироп на заводе, способном выпускать 30 000 бутылок в месяц. Затем получившийся сироп нужно было залить импортным спиртом – вот и создан бутилированный в Руанде местный бренд спиртного.

Полгода назад начались продажи 30-градусного напитка под названием Isamaza. На языке руанда это значит «эстрадный артист». Он уже украшает полки баров в столице Руанды Кигали. Пять видов ликера названы в честь разных пород коров: крупный рогатый скот до сих пор является главным показателем богатства в стране.

Рудацимбурва уверяет, что помимо прочего хочет способствовать популярности родной культуры. Вот почему он выбрал такие названия и придумал особый дизайн: на бутылки надеты традиционные плетеные соломенные браслеты. «Время заявить: мы гордимся тем, что мы руандийцы!» – заявляет Рудацимбурва, потягивая свой ликер породы Кибамба с кофейным вкусом в баре Dolce.

Бутылка напитка стоит $18 и продается только в Руанде. Багажник машины Рудацимбурвы забит коробками с товаром и рекламными материалами. Для африканского государства в 1000 км от ближайшего побережья, практически полностью зависящего от импорта из-за быстро растущего населения, местный ликер – весьма символический шаг.

Экономика растет

В 2015 г. ВВП Руанды вырастет, по прогнозам, на 6,5%. Инфляция ожидается низкая – 3,5%. К 2020 г. эта страна с 12 млн населения надеется войти в группу стран со средним уровнем ВВП на душу населения.

Страна до сих пор приходит в себя после геноцида 1994 г., в ходе которого погибло до миллиона человек и была разрушена практически вся промышленность. Валюту Руанде приносят главным образом туристы, экспорт составляет всего $600 млн, а дефицит торгового баланса – 17,2% ВВП. Львиную долю экономики занимает сельское хозяйство. Страна, которую называют «Землей тысячи холмов», экспортирует кофе, чай и прочие аграрные товары, практически не обрабатывая. Правительство стремится развивать перерабатывающую промышленность, чтобы получить добавочную стоимость, и даже основало специальную экономическую зону для компаний, выпускающих продукты питания. Но пока эти усилия не приносят особых плодов.

Рудацимбурва не понаслышке знает о торговле и производстве. Его компании импортируют дешевый джин, водку и другой алкоголь, а также выпускают витаминизированные напитки. Последний проект обещает стать популярным. Принадлежащая бизнесменам, лояльным правящей партии «Руандийский патриотический фронт», компания Inyange занялась дистрибуцией его безалкогольных коктейлей по всей стране.

Холодильники Inyange ломятся от светло-голубых и красных банок с витаминизированными напитками Рудацимбурвы. Сам бизнесмен хочет теперь экспортировать их в страны Восточной Африки. Может быть, речь будет идти о крошечных объемах. Всемирный банк ставит Руанду на третье место среди лучших в Африке стран по условиям ведения бизнеса. «Да мы на этом континенте станем трендсеттерами!» – оптимистичен Рудацимбурва.

FT, 7.05.2015, Антон Осипов