Московские предприниматели будут кормить киношников по-человечески
Основатели стартапа «Киноеда» стали поставлять обеды для съемочных группС марта на столичных съемочных площадках обеды для членов съемочной группы стали появляться не в традиционных одноразовых безликих пластиковых контейнерах, а в жизнерадостных разноцветных термосах. Устав питаться холодной и вредной едой из пластика, актриса Анна Цуканова-Котт решила взять процесс в свои руки. «Меня практически взрастили на кинокорме», – смеется Цуканова-Котт, которая начала сниматься с семи лет. В январе идеей вкусной и здоровой еды она заразила Алину Крюкову. И вместе начинающие предпринимательницы запустили проект «Киноеда». В него они инвестировали на старте около 1 млн руб. из личных сбережений и средств поддержавших идею близких. Муж Анны режиссер Александр Котт и муж Алины актер Константин Крюков, съевшие не один пуд пластикового кинокорма на съемках, не только одобрили начинание, но и охотно делились советами.
Страдающий киношник
В отличие от Запада, где условия питания всех членов киногруппы прописаны в контрактах и жестко контролируются профсоюзами, в России, рассказали «Ведомостям» участники рынка, на питании принято экономить. Горячая еда на российской площадке появляется один раз за 12-часовую смену. В остальное время есть стол-буфет с чаем, сушками и печеньками. Горячую еду либо привозят в пластиковых лоточках, либо на съемки приезжает «тетя Маша» с огромными столовскими кастрюлями и группа во время перерыва выстраивается в очередь за едой. Для звезд, правда, и в России часто питание заказывают отдельно.
Дешево и сердито
Александр Харламов, владелец KinoFood
«Российские киногруппы едят простой кинокорм. В отличие от иностранных съемочных групп, продюсеры которых на питании и сервисе не экономят, в русском кино питание финансируется по остаточному принципу».
«Киноеда» решила пойти по третьему пути. И привозить еду в индивидуальных многоразовых термоконтейнерах. Яркие двухуровневые термоконтейнеры – главная фишка «Киноеды». Именно они натолкнули Цуканову-Котт на идею заняться организацией питания киногрупп. «В пластике главная проблема, что еда очень быстро остывает и приобретает специфический привкус. Наши контейнеры держат тепло пять часов. И добавляют 15 минут перерыва – время на очереди тоже тратить не нужно», – рассказывает Цуканова-Котт. А использование многоразовых контейнеров сокращает в 4 раза количество мусора на площадке, уверяют основатели «Киноеды».
В обед от «Киноеды» входит суп и горячее в контейнере плюс пакет с салатом, булкой, морсом и шоколадкой в подарок. От себя добавляют и бесплатный зеленый китайский чай, и пуэр.
Когда в марте все было готово, Анна с Алиной прошерстили записные книжки и разослали письмо с предложением 140 продюсерам, чьи адреса смогли найти.
«Первая проблема на старте была в том, что все считали, что наши обеды – это очень дорого, – рассказывает Крюкова. – Продюсеры видели наши контейнеры, упаковку и говорили, что все это слишком дорого выглядит. Даже когда мы объясняли, что наша стоимость абсолютно рыночная и не отличается от традиционного кинокорма, все равно сомневались. Первые несколько часов мы переживали, а потом решили, что нужно приучать людей к уровню». Продюсеры, по словам предпринимателей, готовы тратить на питание от 180 до 350 руб. за обед. «Киноеда», уверяют они, укладывается в эту вилку.
«Наши контейнеры действительно недешевые, но мы инвестировали в них на старте и будем пользоваться длительное время. Пластик тоже стоит денег, – подсчитывает Крюкова. – Это только кажется, что он очень дешевый. Один контейнер стоит 3–4 руб. Обычно в съемочной группе 70–80 человек, которых нужно кормить каждый день, к примеру в течение месяца. Сумма получается приличная».
«Сейчас на нас работает сарафанное радио. Нас рекомендуют друг другу сами члены съемочной группы: операторы, осветители, администраторы. Берут визитки и рассказывают про нас в тех группах, куда приходят работать», – уверяет Цуканова-Котт.
Борьба с изжогой
Своей кухни у «Киноеды» нет. И это принципиальное решение, уверяют основатели проекта. Собственная кухня позволила бы снизить себестоимость, но еда была бы не столь качественной, как в ресторанах, фактически надо было бы самим создавать ресторанный бизнес, а это хлопотно. Основатели проекта сотрудничают с несколькими столичными ресторанами, которые специально под «Киноеду» разработали меню и готовят под заказ. «В условиях кризиса все рестораторы жалуются, что количество посетителей снизилось, особенно во время бизнес-ланчей. Мы даем ресторанам возможность заполнить те мощности, которые у них простаивают в дневные часы. А заодно существенно повышаем качество еды на съемочной площадке», – поясняет идею Крюкова. «Нам не нужно особых изысканных блюд. Нужна простая еда, но вкусная и свежеприготовленная, – рассказывает Цуканова-Котт. – Главное – ничего жареного, все только запеченное в духовке, даже котлеты».
Оказывается, самая большая проблема киношников – это изжога. «Помогите вкусно и недорого накормить съемочную группу. Меняю уже третью фирму – проблемы с пищеварением у съемочной группы», – обращается исполнительный продюсер продакшн-компании к коллегам в профессиональном сообществе в интернете. Изжога после кинокорма – обычная беда всех, признает Цуканова-Котт. Так что все блюда «Киноеды» проходят еще и тест на изжогу.
В Москве желающих накормить съемочные группы хватает. Кроме 3–4 компаний, потратившихся на сайт и продвигающих услугу как самостоятельное направление бизнеса, десятки безымянных игроков – частников, столовых и небольших кейтеринговых компаний – готовы привезти еду хоть в поле, хоть в экспедицию. Но хороших поставщиков питания мало. «Телефоны тех, кто прилично и недорого кормит, передают из уст в уста, – рассказывает замдиректора компании – производителя сериалов и передач для ТВ. – Последние три месяца мы снимали на объекте, где была своя столовая. Проблема решилась сама собой. Но чаще всего заказываем в обычных кафе, которые работают на вывоз. Главное, чтоб дешевле было, а качество не важно». «Компаний на рынке немало, но переизбытка нет, поэтому при хорошей бизнес-модели и продуманной маркетинговой стратегии идея может быть перспективной, тем более что компаний с брендом в этой нише нет», – уверен Александр Мартынов, менеджер отдела производства «Амедиа». Один из лучших, по его мнению, способов зарекомендовать себя перед потенциальными заказчиками – предложить пробные обеды.
Партнерская модель
Бизнес у «Киноеды» вполне доходный. Для себя хорошей маржинальностью владельцы «Киноеды» считают 30%, тогда как на рынке принята чуть ли не трехкратная наценка. Владельцы хотят зарабатывать с оборота, а не с большой накрутки. За два месяца они накормили уже 25 съемочных групп, поставляя в день не менее 100 обедов. Основатели проекта уверяют, что заказов набрали уже до сентября. А летом, в самый пик съемочного периода, будут кормить в день по 570–580 человек. Максимальная мощность, по их словам, на данный момент – 1000 обедов в день. Помимо обедов на площадке они дополнительно продают фермерские молочные продукты, яблоки, сэндвичи и кофе. Это, по их словам, помогает перекрывать накладные расходы.
Думают основатели «Киноеды» и о дальнейшем развитии. Себя основатели проекта позиционируют как команду, которая придумывает систему менеджмента и механизм объединения двух бизнес-миров – кино и ресторанов. «Мы заинтересованы в увеличении количества партнерских ресторанов, это снижает риски форс-мажоров, когда ресторан не может по какой-то причине выполнить заказ. У нас была такая ситуация, когда в ресторане внезапно сменился шеф-повар и новому идея сотрудничества с киношниками не понравилась», – рассказывает Цуканова-Котт. Эта история подтолкнула бизнес-партнеров на разработку более сурового контракта друг с другом. Цуканова-Котт и Крюкова даже проработали схему, как будут взаимодействовать, если вдруг поругаются.
Одним из партнеров «Киноеды» сейчас стала сеть ТРЦ «Космик», заинтересованная в сторонних заказах для ресторанов своих ТРЦ. «Нам такое сотрудничество действительно выгодно, – подтверждает Владимир Анненков, президент сети центров «Космик». – Они задействуют нашу кухню, что выгодно нам, особенно в период, когда идет общий спад. Новые возможности – мечта любой организации. Мы гибки по маржинальности, мы находим способ оптимизации себестоимости». Сеть «Космик» представлена в 12 городах, и это позволяет предложить услуги съемочным группам и вне Москвы. Прежде всего «Киноеда» планирует освоить Крым и Петербург. Питерский проект стартует в начале лета.