«Ростех» хочет избавиться от 40 000 неэффективных управленцев
На каких должностях и предприятиях они работают – госкорпорация пока не знаетЗа два года госкорпорация «Ростех» планирует сократить около 50% из 85 000 своих управленцев. Анна Шарипова, начальник департамента организационного развития госкорпорации «Ростех», уверяет, что суть изменений не в пропорциональном сокращении, а в оптимизации уровней управления корпорацией. По ее словам, громоздкая иерархия и чрезмерное количество административного персонала увеличивают сроки прохождения решений из центра в холдинги (коих в составе корпорации 15) и оттуда на предприятия (их почти 700), а также затрудняют получение обратной связи с предприятий. В одном только центральном аппарате, насчитывающем 620 сотрудников, пять уровней управления – от генерального директора до начальников отделов. Начать оптимизацию в «Ростехе» решили именно с центрального аппарата – до 1 сентября 2015 г. планируется сократить половину управленческого персонала в госкорпорации.
Кто именно в структурах «Ростеха» является лишним, определит аудит. Как рассказала Шарипова, оценку пройдут все сотрудники госкорпорации, начиная от заместителей генерального директора и заканчивая секретарями. Специалисты будут оцениваться прежде всего по знаниям, опыту и профессиональным навыкам, а руководители всех уровней – по управленческим навыкам, наличию лидерских способностей и умению организовывать командную работу. В результате оптимизации расходы на персонал сократятся не на 50%, а на 10%. По словам Шариповой, произойдет повышение средней зарплаты по корпорации. «Ростех» выйдет на рыночный уровень оплаты труда, привлекательный, в частности, для топ-менеджеров из крупных коммерческих структур.
Вписаться в норматив
Откуда взялась цифра в 40 000 человек, если «Ростех» еще не провел аудит и не знает, где и сколько у него лишних людей, эксперты не понимают. Но в пресс-релизе «Ростеха» содержатся разъяснения: сейчас доля административно-управленческого аппарата в общей численности сотрудников «Ростеха» составляет 18% (85 000 человек), тогда как в крупнейших мировых компаниях – конкурентах «Ростеха» этот показатель составляет 5–10%. Речь идет о международных военно-промышленных корпорациях: United Technologies Corporation (UTC), General Electric, Boeing, Siemens и др. Вот «Ростех» и хочет вписаться в норматив.
Заграничный размер
В корпорации Boeing, по ее собственным данным, при общей численности 165 500 человек на конец 2014 г. насчитывалось 10 700 человек административно-управленческого персонала (8%). Львиная доля этих людей занята в единых центрах обслуживания (Boeing Share Services Group), которые предоставляют всей корпорации широкий набор офисных услуг: от бухучета и подбора кадров до оформления командировок. В презентации Boeing, посвященной итогам проекта, говорится, что главной целью компании было сокращение административных издержек. Проект по созданию единых центров обслуживания в Boeing, стартовавший в 1999 г., за 10 лет дал корпорации экономию в $1,4 млрд, а численность административного персонала снизилась более чем на 30% естественным путем – за счет исключения дублирующих функций.
Однако успешные западные корпорации вряд ли занимались подгонкой численности менеджеров под какие-либо нормативы, полагают эксперты. Сокращение лишних менеджеров является лишь следствием мер по повышению эффективности управления, говорит президент «Экопси-консалтинга» Марк Розин.
Анна Кофф, старший партнер компании RosExpert, уверяет, что наблюдала в России много реструктуризаций, которые закончились неудачно, потому что их целью было не повышение эффективности, а только сокращение численности: «На места спускали разнарядки, что нужно уволить 30% персонала. И на предприятиях увольняли специалистов, на которых стоял бизнес, но которые были самыми безответными, и оставляли аппарат нетронутым».
Однако оптимизация «Ростеху» в любом случае необходима. Сама пропорция – 85 000 управленцев при общей численности сотрудников 500 000 человек, – по словам Розина, свидетельствует о высокой степени неэффективности управленческого персонала.
Оценить бессмысленность
По мнению экспертов, если «Ростех» хочет оптимизироваться, действовать надо иначе: не бросаться сокращать людей, а сначала усовершенствовать бизнес-процессы. И только затем избавляться от лишних сотрудников. Оптимизация организационной архитектуры может дать до 50–60% сокращения численности, оптимизация процессов – до 30%, а интенсификация труда, в том числе сокращение персонала, лишь 15–20%, говорит Розин. Если этапы оптимизации оргструктуры и бизнес-процессов отложить на потом, может получиться как в другой российской компании, напоминает Розин: «Они сделали много оптимизационных проектов, а когда подвели итоги, оказалось, что потратили много времени на оптимизацию цехов, которые через год были закрыты за ненужностью».
Если «Ростех» разошлет по предприятиям комиссии, которые начнут искать бездельников в каждом отделе, это будет абсолютно бессмысленный труд, потому что многие отделы надо просто ликвидировать, полагает эксперт. Правильный подход, по мнению Розина, сначала оптимизировать организационную структуру, в том числе централизовать функции, укрупнить подразделения, сократить лишние отделы, а затем уже уменьшать количество людей в подразделениях.
Шарипова говорит, что в результате аудита будет сформулирована программа оптимизации как численности управленцев, так и уровней иерархии. В масштабах «Ростеха» подобный комплексный аудит обещает стать громадной работой. Чуть ли не все два года, отведенные на оптимизацию, уйдут просто на анализ. Кофф указывает на то, что задачи кадрового аудита и анализа оргструктуры совершенно разные и для них нужны люди разной квалификации. Их не получится делать одновременно. Чтобы оптимизировать оргструктуру на большом предприятии с 10 000 сотрудников (в том числе с 2000 управленцев), нужно два-три высококвалифицированных специалиста и месяца три. А чтобы провести аттестацию людей, нужна бригада из 20 специалистов совершенно другой квалификации – психологов, социологов – и тоже три месяца.
Допустим, в assessment-центре бригада из пяти человек за день оценивает 20 человек, за месяц они оценят 400 человек, подсчитал Розин. Значит, чтобы аттестовать 85 000 человек, нужно 213 месяце-бригад. Иными словами, 20 бригад по пять человек смогут оценить весь персонал «Ростеха» за 10 месяцев – не считая полугода, который сначала придется потратить на разработку полного комплекта тестов и методик оценки.
Идите с миром
«Эти 40 000 человек что-то делают, пусть мало и плохо. Если не было предварительной оптимизации оргструктуры, функции уволенных просто передадут их коллегам. И тут возникнут серьезные сложности, тем более что люди привыкли работать мало, а придется работать вдвое больше», – говорит Розин. Такой большой объем сокращений без серьезной предварительной оптимизации и автоматизации может привести к сбоям в ключевых процессах, уверен эксперт.
Кроме того, велик и риск роста социальной напряженности. Если начнутся протесты в тех городах, где предприятия «Ростеха» входят в число градообразующих, власти могут посоветовать «Ростеху» умерить активность реформ, полагает Розин. В «Ростехе» же говорят, что все сокращаемые сотрудники получат компенсацию по закону, а также возможность перепрофилироваться. Шарипова указывает на удачный опыт 20%-ного сокращения сотрудников «АвтоВАЗа» в 2014 г. «АвтоВАЗ» является градообразующим предприятием, тем не менее социальной напряженности не возникло: многие сотрудники, особенно пенсионного и предпенсионного возраста, охотно приняли предложение о сокращении с условием компенсационных выплат.
Оптимизации управленцев «Ростеху» все равно будет недостаточно, чтобы сравняться в эффективности с зарубежными оборонно-промышленными корпорациями. Слишком велико отставание в производительности труда. Так, по итогам 2014 г. на каждого сотрудника Boeing приходилось по $548 314 выручки в год, на сотрудника UTC – по $307 800 в год. В «Ростехе» же в 2013 г. (за 2014 г. данных нет) на одного сотрудника пришлось всего $67 000. И даже если уволить из «Ростеха» все 85 000 управленцев, это не решит проблему повышения эффективности.